Премьера «Анфиса» в Театре им. М. Горького: три сестры на грани нервного срыва

Национальный академический драматический театр им. М. Горького приглашает зрителей на премьеру мелодрамы «Анфиса» по пьесе Леонида Андреева в постановке известного режиссера-постановщика, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Валентины Ереньковой. Накануне состоялась сдача спектакля.


«Анфиса» – запутанная, нервная, психопатологическая пьеса классика русской литература Леонида Андреева. Про него Лев Толстой когда-то сказал: «Он пугает, а мне не страшно». «Анфиса» – не очень популярное название в театре. Мне вспоминается, пожалуй, только спектакль Галины Волчек с Мариной Нееловой в заглавной роли. Нужно обладать определенной режиссерской смелостью, чтобы погрузиться в мир Леонида Андреева накануне собственного юбилея, который Еренькова отметит в апреле. Именно «Анфиса» станет главным подарком для поклонников ее таланта. Что лишний раз подчеркивает: Еренькова и ее постоянный соавтор – композитор и супруг Алексей Ереньков –никогда не искали в искусстве легких путей. Инфернальную и полумистическую атмосферу всего происходящего подчеркивает изысканная сценография художника Аллы Сорокиной, отсылающая к мистическим историям Тима Бертона или к «Дракуле» и впечатляющие костюмы Татьяны Лисовенко. Хотя в программке и написано «мелодрама», живут герои с накалом страстей больше свойственным психологическому триллеру.        

В центре истории – странный любовный четырехугольник. Главный герой Федор Костомаров (Александр Гиренок) женат на Александре Павловне (Вероника Пляшкевич), женщине мудрой и терпеливой и к тому же ждущей ребенка. Он легко изменяет супруге с ее старшей сестрой Анфисой (Ольга Здярская) и не прочь сделать любовницей ее младшую сестру Ниночку (Елизавета Гаврилова). И Анфиса, и Нина взирают на мучения Александры с каким-то потрясающим равнодушием и это заметно отличает героинь от других трех сестер – чеховских. Естественно в какой-то момент все обернется скандалом на семейном обеде по случаю крестин. Не выдержит Анфиса и в «приступе дурной правды» выпалит все.  Над всем происходящим возвышается почти мифическая фигура Бабушки (Екатерина Шатрова). Следить за всеми переливами настроений героев, выяснять причины их поступков и докапываться до всех «тараканов» в их голове в какой-то момент становится крайне непросто.

– Я во всем шла за автором, – признается Валентина Еренькова. – Леонид Андреев, Федор Сологуб – это наши первые русские экзистенциалисты, это они ввели такую драматургию, взрывали устои общества. Считаю, что нам нужна такая эмоциональная встряска. Сейчас не время пасторальных историй. Все спрессовано здесь и сейчас – эти герои живут, не прячась за благородные поступки и не лукавя. Вместе с композитором Алексеем Ереньковым мы вместе сочиняли, искали, докапывались и не сразу пришли к такому режиссерскому решению пьесы.

– Для вас Федор – антигерой?

– Я бы не говорила так категорично. Слушайте внимательно текст. У него есть свои причины на борьбу с семьей, обществом. Все не так просто. Да, он совершает неблаговидные поступки, но мы, разбирая их причины с актерами, в чем-то осуждали, а чем-то сочувствовали ему. Для меня антигерои – Калигула или Макбет, которые занимаются разрушением в масштабах человечества без всякого раскаяния. 

Режиссер признается, что, конечно, и театр, и она пошли на определенный риск:

– Главная сложность для зрителя в том, что он отвык от Леонида Андреева, который у нас был забыт на годы. Пьеса написана 115 лет назад в 1909 году. Вспомните, какое это было время – все бурлило.

– Леонид Андреев трижды пытался покончить с собой и, конечно, это ускорило его уход и повлияло на его здоровье, – подключается к разговору композитор премьерного спектакля Алексей Ереньков. – В театре он развивал направление «панспихизма», которое потом, как всегда, подхватили на Западе. Больше всего его занимал вопрос, как в человеке рождается зверь и когда он снова превращается в человека. Он искал первопричину этих перевоплощений. Его не занимал вопрос первородного греха, потому что мы все родились после него. Посмотрите, как мы все сегодня порой и с каким удовольствием троллим друг друга… Андреев говорит об этом же. При этом он твердо уверен, что не красота спасет мир, а любовь.  

В спектакле также заняты актеры: Денис Немцов, Инна Савенкова, Олег Коц, Сергей Жбанков, Оксана Лесная, Александр Стасевич, Егор Третьяков и студенты Белорусской государственной академии искусств. Премьерный показ мелодрамы «Анфиса» в Национальном академическом драматическом театре им. М. Горького пройдет 25 февраля.




















Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter