О незавидной судьбе марионеток

Прелюдия бумеранга

Когда бросаешь бумеранг, нужно быть готовым к его возвращению, иначе есть вероятность получить по лбу. При первом броске подобная ошибка простительна, но вот повторение ситуации означает, что или вы дурак, или вам нравится получать по голове. Эта простая истина распространяется не только на людей, но и на целые государства. Сегодня мы поговорим о событиях, предшествовавших началу войны во Вьетнаме. И если вам вдруг покажется, что события напоминают что-то из произошедшего совсем недавно в одной из соседних стран, вы будете совершенно правы.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

От любви до ненависти…

Сразу надо заметить, что история Вьетнама насыщена постоянными войнами, преимущественно оборонительными. Ну вот категорически не хотел вьетнамский народ склоняться перед Западом, а Западу это очень сильно не нравилось. И перед тем как американцы попытали счастья в этой бесконечной эстафете нападений, боевые действия с северной частью страны на правах колонистов там вели французы, контролировавшие южную часть страны. А вот США как раз выступали за независимость Вьетнама в будущем. Оно и понятно, лучше ведь независимое государство, где можно как-то продвигать свои интересы, чем чужая колония. Но мнение США моментально изменилось в 1950 году, когда СССР установил официальные дипломатические отношения с Вьетнамом. Все как-то сразу поняли, что идеи коммунизма могут укорениться в этой азиатской стране, и речь про независимый Вьетнам больше не шла, он должен был быть как минимум марионеточным государством. Только вот было уже поздно. Идея в массы пошла и людям в целом нравилась. В связи с чем американцы объявили президента Северного Вьетнама Хо Ши Мина «смертельным врагом национальной независимости Индокитая» и начали думать, как бы там половчее от него избавиться. Параллельно стали финансово помогать Франции, чтоб получше воевали. И на дипломатическом фронте некоторые шаги предприняли, а именно: официально признали Вьетнам как независимое государство во главе с императором Бао-Даем. Который вскоре перебрался во Францию, что дает некоторое представление о его реальном влиянии на управление страной. А вишенкой на торте стала отправка из США военного контингента, военных советников и специалистов по тайным операциям — все еще в помощь Франции, но уже с прицелом на самостоятельные действия.

Обнадеживающие соглашения

Дальше был сделан ход конем. В 1953 году США получили от Франции разрешение на присутствие военного атташе и начали самостоятельно обучать армию Южного Вьетнама. В подобном разрешении нет ничего удивительного, потому как Северный Вьетнам громил французов по всем фронтам и весной 1954‑го окончательно разбил силы французской колониальной армии в битве при Дьенбьенфу. К слову, США собирались помочь французам, рассматривался вариант применения по Северному Вьетнаму ядерного оружия, но гуманные соображения взяли верх. Шучу, конечно. Никакого гуманизма, просто военные опасались, что из-за слишком высокой эффективности подобного воздействия им могут обрезать финансирование на остальные типы вооружений, вот и решили воевать по старинке. А уже в 1955 году разгромленная Франция отказалась от военной поддержки всей этой истории и Вьетнам остался наедине с США.

Параллельно с этими событиями прошла Женевская конференция, где были подписаны соглашения о восстановлении мира в Индокитае. По этим соглашениям Вьетнам и Франция должны были прекратить огонь и развести свои силы по разные стороны демаркационной линии, установленной по 17‑й параллели.
А через два года предусматривалось проведение всеобщих выборов, которые должны были сформировать единое правительство Вьетнама и объединить страну. Это означало международное признание суверенитета и независимости Вьетнама. Выполнение этих соглашений могло положить конец большей части проблем, вот только США соглашения решили не подписывать…

Резкий разворот

И вот возле скучающего императора волшебным образом появился новый премьер-министр Нго Динь Зьем, завербованный ЦРУ еще в 1948‑м, ну то есть агентом был уже опытным и проверенным. Данный факт стал известен благодаря рассекреченным впоследствии документам. Естественно, Нго Динь Зьем пользовался максимальной поддержкой США и был полностью управляем. Так что он 23 октября 1955 года совершенно спокойно провел референдум, на котором за него проголосовало 98 процентов избирателей (причем в некоторых провинциях за него проголосовало больше людей, чем там проживало), сообщил о создании Республики Вьетнам, а себя назначил ее первым президентом. Но самое интересное произошло чуть позже… Нго Динь Зьем (в связи с тем, что упомянутые выше женевские соглашения подписывали представители бывшего императора, и вообще теперь тут совершенно другое государство) решил, что они никому ничего не должны. Новые выборы проводить не стал, вместо этого начал активно бороться с «повстанцами» Северного Вьетнама. Как бы сказали сейчас, развернул масштабную антитеррористическую операцию.

Итого после всех этих манипуляций сложилась следующая ситуация: страна, разделенная надвое в основном по идеологическим соображениям.
Одна часть была с марионеточным правительством (полностью подконтрольным США), вторая — получала помощь от СССР. Соглашения, способные этот конфликт урегулировать, были попросту забыты, и часть, контролируемая США, начала допекать идеологических противников диверсиями, пропагандой и боевыми вылазками… А еще говорят, Нго Динь Зьем человеком был веселым, пошутить любил… Что-то мне это все просто до степени смешения напоминает…
Дальше — больше. Про необходимость внутренних репрессий в отношении идеологически неправильных граждан тоже не забыли. Население устрашали в первую очередь с помощью публичных казней, исполняемых посредством такого достижения французской инженерной мысли, как гильотина. Причем казни были выездными, ну чтоб побольше людей зрелищем насладилось. Но это только для красоты процесса, оппоненты посерьезнее просто исчезали. Плюс начались религиозные репрессии (все с теми же казнями и убийствами) в отношении буддистов.

Обострение

На этом фоне недовольное население массово пошло в партизаны, благо опыт у всех имелся. Да и товарищи из Северного Вьетнама начали оказывать теперь уже союзникам весьма существенную помощь как личным составом, так и материальную. В общем, полыхнуло так, что образовался Народный фронт освобождения Южного Вьетнама, поставивший перед собой цель, — свержение режима Нго Динь Зьема.

Ну а сам Нго Динь Зьем тем временем погрузился в коррупцию. Своим представителем по финансовым вопросам он назначил собственного брата, и надо признать, что коммерция у последнего пошла очень задорно. В кратчайшие сроки он занял большинство наиболее прибыльных отраслей в стране и постоянно расширял бизнес. Секрет успеха был предельно прост: конкуренты или не очень сговорчивые собственники попросту умирали или бесследно исчезали. Причем для создания максимально комфортной почвы произрастания бизнеса использовалась тайная полиция. За дело взялись серьезно и со вкусом.

Пока семейное благосостояние под руководством талантливого родственника неуклонно росло, Нго Динь Зьем пытался решить проблему партизан. Решал он ее путем переселения крестьян из мест, где действовали партизаны, в места массового проживания, в которых люди не менее массово умирали в основном от голода и последствий проявления возмущения сложившейся ситуацией. В смысле, роптавших банально убивали. Все это дало эффект, обратный желаемому, и крестьяне массово начали уходить к партизанам, к тому времени контролировавшим до 70 процентов территорий. Именно их и начали называть вьетконговцами, что означало: вьетнамские коммунисты.

Дела были настолько плохи, что неудачи на местах скрывать не получалось уже вообще никак. И тогда из США отправили специальную группу, которая должна была разобраться на месте и доложить, что там на самом деле происходит. Если уж проводить исторические параллели, как мне кажется, руководство одной из соседних стран уже вплотную подошло к тому моменту, когда из США придут чиновники оценить ситуацию на месте и сделать соответствующие выводы. А вот дальше следует самая поучительная и наглядная часть этой истории…

Последний танец марионетки

Представители США внимательно с ситуацией на месте ознакомились и сообщили, что положение предельно сложное. Удержать страну силами, имеющимися в наличии, не получится, да и с текущим руководством что-то решать надо, потому как (даже по американским меркам для туземцев) творится полный беспредел, существенно препятствующий выполнению поставленных задач. Решили, что «надо изменить методы правления и сузить пропасть между режимом и народом». Результатом доклада стал звонок Нго Динь Зьему от одного из его генералов Зыонг Ван Миня, который сообщил, что забрал себе все рычаги власти, а сторонников у бывшего правителя больше нет физически.
После таких откровений свергаемый правитель сразу бросился звонить кураторам (разговор задокументирован). Ответили ему там примерно следующее: «Мы очень ценим ваш вклад в развитие суверенитета Южного Вьетнама. Мы потом посовещаемся по поводу данной проблемы. Надеемся, кризис скоро разрешится».
До уже бывшего правителя дошло, что он больше не нужен, и Нго Динь Зьем с братом спрятались в апартаментах у друга, а поскольку апартаменты были оснащены специальным коммутатором, звонить они могли как бы из дворца, чем на какое-то время и ввели всех в заблуждение.

Зыонг Ван Минь, сообразив, что во дворце прежнего руководства уже нету, взял бывшего начальника тайной полиции, того самого, который помогал решать финансовые проблемы. Его очень недолго, но очень бесчеловечно пытали, после чего он позвонил бывшему патрону и дал гарантии безопасности. Как только он это сделал, его сразу же убили, а Нго Динь Зьем, поверив гарантиям, приехал сдаваться. И вот тут еще один весьма показательный момент. Все прекрасно знали, кому принадлежит бывший правитель, и что-то делать без санкции США было как-то некрасиво. Зыонг Ван Минь позвонил послу США и обрисовал ситуацию: мол, надо куда-то бывшее руководство пристроить, что, собственно, делать-то? Посол ответил, что вопрос с самолетом для эвакуации будет решен в течение суток. Поскольку различных самолетов в шаговой доступности было в избытке, намек поняли правильно. Нго Динь Зьема с братом вывезли за город, где и расстреляли, а потом еще закололи штыками для верности. А может, и наоборот: сначала закололи, а потом расстреляли. Последовательность не задокументировали, но это и не важно.
Вот такая незавидная судьба постигла американскую марионетку, когда она стала не нужна хозяевам. Если жертвуешь интересами собственной страны в пользу другого государства, к подобному исходу надо быть готовым.
Никто не любит предателей, даже те, на кого они работают. Все эти события были прелюдией к началу Вьетнамской войны, к тому самому броску бумеранга, который позже вернется и ударит по США. На этот раз стандартная для США тактика — разделить народ, скрепить разделение кровью и просто смотреть, как стороны друг друга уничтожают, — не сработала. Но о продолжении этой истории мы поговорим в другой раз, оно там все не менее поучительно вышло.

Рисунки Олега КАРПОВИЧА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter