Прекрасная Гелена

В 60 — 70–е годы на эстраде не было такого невероятного количества певиц, как сегодня, зато все они были «штучные», их знали в лицо... Дело вкуса от Элеоноры Езерской

В 60 — 70–е годы на эстраде не было такого невероятного количества певиц, как сегодня, зато все они были «штучные», их знали в лицо. Эдита Пьеха, Майя Кристалинская, Гелена Великанова...


На днях я с удовольствием пересмотрела на видео фильм «Попса», где главную роль прекрасно сыграла внучка Гелены Великановой. С самой же певицей я познакомилась в 1997 году на фестивале «Золотой шлягер». Ей было уже 74 года, но и выглядела, и держалась она превосходно. Тогда пришла мода на ретро, и после долгих лет забвения Великанова снова оказалась востребованной, стала получать приглашения в концерты, на фестивали... Артистка никогда не пользовалась фонограммами, и голос ее по–прежнему звучал поразительно свежо, только из когда–то высокого стал низким, почти альтовым. Но Гелена Марцелиевна была все так же элегантна, ей удивительно шли очки в большой оправе, с которыми она не расставалась и на сцене. И фигура у нее, несмотря на возраст, была превосходной... Мы несколько раз встречались за обеденным столом — ела певица как воробышек. Однако с удовольствием рассказывала, какие у нее, вообще–то не любящей кухни, получаются замечательные пончики с мясом. «Но их я готовлю только для гостей», — вздохнув, добавила она тогда...


Великанова производила впечатление умного, глубокого, образованного человека, хорошо разбиралась в искусстве, в литературе. Ее первым мужем был известный поэт Николай Доризо. Я слушала певицу и вспоминала, что именно она первой на эстраде спела стихи Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Риммы Казаковой...


Песня «Идут белые снеги» приводила слушателей в неизменный восторг. А как она исполняла «Цыганку» на стихи Новеллы Матвеевой! И в то же время очень просто и выразительно могла спеть вроде бы совсем незатейливые песни «Ой ты, рожь», «До завтра», «Тишина» и, конечно, знаменитые «Ландыши», которые кто–то из московского начальства, погорячась, назвал в 60-е годы «символом пошлости и дурного вкуса». Но эта простенькая, ни на что не претендующая, но очень милая и трогательная песенка на долгие годы стала визитной карточкой певицы и навсегда поселилась в наших сердцах.


Гелена Марцелиевна не была красавицей, но у нее был свой шарм. Она всегда нравилась мужчинам. Говорят, когда–то за ней с самыми серьезными намерениями ухаживал сам Марк Бернес. Великанова была живая, остроумная, в ее доме за столом собирались очень интересные люди — ученые, архитекторы, поэты... Но она не была бережливой и, всю жизнь работая, так и не смогла купить ни дачу, ни машину. Интерьер ее квартиры тоже был очень скромный. Рассказывают, когда артистка решила поставить ее на сигнализацию, приехавший знакомый генерал милиции с удивлением спросил: «А что у тебя брать?» Правда, эта квартира сияла невероятной чистотой. Певица не могла лечь спать, не прибрав тщательно квартиру, не вымыв полы. Даже если было уже 3 часа ночи... И свою дочь Елену, которую, кстати, растила одна, тоже приучила к необыкновенной аккуратности.


А еще Великанова умела замечательно дружить — и с мужчинами, и с женщинами. Обожала своих, еще школьных, подруг. И когда одна из них тяжело заболела, несмотря на свой уже немолодой возраст, почти каждый день ездила к ней в больницу... А после того белорусского фестиваля «Золотой шлягер» прожила только год. И умерла в своей квартире от разрыва сердца, выходя из ванной комнаты. На кровати осталось разложенным ее самое красивое вечернее платье. Через 2 часа должен был состояться концерт Гелены Великановой. Она не собиралась умирать. У нее было еще много сил и новые творческие планы...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter