Преграда для ограды

Как «бесхозное» кладбище на Мядельщине нашло себе хозяина

Кто должен ставить забор на приусадебном участке, граничащем с заброшенным кладбищем?

Знал бы где упадешь, соломки подстелил… То же самое можно сказать о строительстве жилых домов недалеко от кладбищ. Иногда деревенские погосты разрастаются и «наступают» на приусадебные участки по соседству. Что, разумеется, беспокоит хозяев этих участков — жить с таким видом из окна, мягко говоря, не очень оптимистично. Разве что забором отгородиться. Вот он-то часто и становится камнем преткновения в спорах сельчан и местных властей. Особенно если забор — единственная разделительная полоса между двумя участками. Кто должен его ставить и следить за порядком на кладбище? В необычной ситуации разбиралась корреспондент «Р».

Чей забор — тот и меняет?

— Живу в собственном доме с видом на кладбище, — обратился в редакцию Александр Сапежинский, пенсионер из Мяделя. — Между ним и моим участком — один-единственный забор, мой. Кладбище со стороны нашего подворья, а я живу здесь уже сорок лет, никогда не было огорожено. Сейчас забор обветшал, стал подгнивать и заваливаться. Вижу — пора менять, но средств на его замену у меня нет. При этом я слышал, что общий забор в таких случаях должна ставить местная власть. С такой просьбой и отправился в райисполком. Знаете, что мне ответили? Что это кладбище не находится на балансе ЖКХ. Поэтому забор на своем приусадебном участке я должен установить за счет личных сбережений. Но, простите, я и так его все время ставил сам. Раньше мне бы и в голову не пришло просить о помощи. А сейчас прошу, потому что с пенсии не сильно раскошелишься на новый штакетник. Кроме того, знакомый юрист показал мне «Санитарные правила и нормы по содержанию мест погребения». В них черным по белому написано, что кладбища должны обязательно огораживаться. А содержать их территорию в порядке — задача местной исполнительной и распорядительной власти. Но в райисполкоме настаивают: раз забор мой, менять его должен я. Так кто же прав: исполком или СанПиН?

«На балансе не держим, но порядок наводим»

За ответом на этот вопрос для начала обращаюсь в Мядельское ЖКХ.

— О проблеме Александра Сапежинского мы знаем, — отвечает Инна Толок, заместитель директора ЖКХ по жилищному фонду и благоустройству. — Только вот помочь ему, к сожалению, ничем не можем. Кладбище, которое граничит с его участком, на балансе нашего предприятия не числится. Да, мы наводим на нем порядок два раза в год, потому что… больше некому. Во время субботников скашиваем траву, убираем ветхие деревья. В прошлом году огородили его со стороны проезжей части, где нужно, отремонтировали и покрасили.

Кладбище, по словам специалиста, необычное. Первым здешним захоронениям не менее 120 лет, однако последние полвека на нем вообще никого не хоронят. Да и родственников усопших тут не увидишь: на двадцати сотках сохранились считаные надгробия. Поэтому и должного внимания к нему нет.

— Будь это в наших силах, новый забор бы уже давно стоял, — уверяет Инна Толок. — Однако в этой ситуации мы связаны по рукам и ногам. Первая же проверка уличит нас в нецелевом использовании денежных средств.

Ограда будет. По СанПиНу

Позиция коммунальщиков ясна. Следующий звонок в Мядельский райисполком. Хочу узнать, на чьем балансе состоит этот «бесхозный», как выяснилось, объект и с кого за него спрашивать.

— Думаю, кладбище на Коммунистической ничем не отличается от всех остальных: оно должно быть на балансе нашего ЖКХ. Именно они постоянно наводят там порядок, — рассуждает Александр Зверуго, главный архитектор района. — Значит, им и ставить забор. Впрочем, если подождете, я уточню нюансы.

Жду. Выясняется: ЖКХ к кладбищу действительно не имеет никакого отношения. По всем документам оно находится в ведении райисполкома. Так почему же пенсионер услышал отказ?

— Эти дома люди строили в 1970-х годах, — объясняет причину казуса Александр Зверуго. — И тогда никто не смотрел на расстояния. Поверьте, сегодня у меня никто бы не получил разрешения на использование таких участков не только под постройку дома, но и для огорода. Случай Сапежинского аналогичный.

Хорошо. Но кто все-таки должен в такой спорной ситуации огородить приусадебный участок пенсионера?

— Александр Сергеевич действительно в конце прошлого года обращался к нам, — подтвердил Александр Чернявский, заместитель председателя Мядельского райисполкома по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. — Мы ему объяснили, что за счет бюджетных средств забор установить не можем. Сегодня мы соберем комиссию и еще раз выедем на место уточнить ситуацию. Позвоните, пожалуйста, завтра.

Звоню на следующий день.

— Ваша правда. В свое время мы недоглядели, что кладбище со стороны приусадебного участка не огорожено. Поэтому сейчас будем исправлять ситуацию, — объяснил Александр Чернявский. — Раз по закону на погосте должен стоять забор, значит, он там будет. До конца этого месяца все работы завершим.

Ничего не попишешь: закон есть закон. Надеемся, этот материал сослужит добрую службу тем, чей земельный надел волею судьбы оказался на пограничье двух миров.

Иллюстрация: Николай ГИРГЕЛЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter