Предъявите знания

Чему и как учат в школе? Этим интересным вопросом всерьез озаботилось главное образовательное ведомство страны и решило провести мониторинг.
Чему и как учат в школе? Этим интересным вопросом всерьез озаботилось главное образовательное ведомство страны и решило провести мониторинг. Итак, в следующем учебном году школьников ожидает серьезная проверка знаний. Выпускников "началки" ждет тест по чтению, 9-классникам предстоит продемонстрировать свои познания в математике, русском и белорусском языках, 11-классникам будет предоставлена возможность блеснуть не только в математике и языках, но и в русской и белорусской литературе. Министерская акция пройдет одновременно во всех школах.

Впрочем, это не единственное новшество грядущего учебного года. В 19 школах продолжается обкатка реформенных проектов. И это само по себе разумно. Но вот научное сопровождение образовательных экспериментов оставляет желать лучшего. Даже такая, казалось бы, элементарная вещь, как медико-гигиеническая экспертиза образовательных технологий, учебных планов и самих учебников успешно игнорируется. Министерство образования намерено исправить создавшееся положение, придав экспертизе статус обязательной. Возможно, в итоге удастся наконец избавиться от наукообразия учебного материала, к тому же по-прежнему перегруженного абсолютно ненужными школьнику сведениями. Зачем, к примеру, второклашке знать строение среднего уха вплоть до мельчайшей косточки или умножать в уме двухзначные числа? Как приходится напрягаться 9-летнему ребенку, чтобы все это усвоить, взрослым и не снилось. Неудивительно, что 40 процентов школьников страдают различными хроническими заболеваниями. Впрочем, мы и не замечаем, а ведь перебор с предъявляемыми к несчастному школяру требованиями начинается уже на пороге школьной жизни. Первым делом у будущего первоклашки проверяют скорость чтения и правописание. "Грубейшее нарушение! - утверждает заместитель министра образования Казимир Фарино. - Читать и писать должны учить профессионалы. О подобных случаях сообщайте прямо в Министерство образования". Кроме того, образовательные технологии, не имеющие методологического сопровождения, использовать отныне запрещается.

И еще к вопросу о перегрузках. Пятидневка - нововведение, призванное разгрузить ребят, оказалось палкой о двух концах. Обязательные учебные часы и вправду сократились. Иными словами, занимайся школьники согласно так называемому образовательному стандарту, больше шести уроков в день даже в выпускных классах не было бы. Однако есть одно "но": внутришкольный комплект дополнительных занятий и факультативов увеличился вдвое - с 4 - 6 до 8 - 12 часов. Отсюда вместо "министерских" шести - 7 - 8 реальных уроков. Отказываться от шестого свободного дня, судя по всему, смысла нет. А вот приводить к общему знаменателю официальную и внутришкольную нагрузки, по всей вероятности, придется.

Вместе с пятидневкой весь год буксовала и 10-балльная система оценки знаний. По словам Казимира Фарино, над доработкой оценочных стандартов основательно потрудились специальные комиссии, созданные по каждой области знаний. И все равно, по его мнению, обкатка новой шкалы оценок продлится еще несколько лет. Словом, все только начинается...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter