Предъявите права!

Декабрь — пик не только предновогодних продаж, но и покупательских жалоб...

Декабрь — пик не только предновогодних продаж, но и покупательских жалоб. В Гомельском городском обществе защиты потребителей приняли уже тысячного клиента.


В обществе трудятся исключительно пенсионеры, но такие, что и молодому человеку фору дадут. Заслуженному отдыху эти люди предпочитают волонтерство, то есть абсолютно бескорыстное служение покупателю.


— У нас собрались специалисты разных профилей: некогда эксперт торгово–промышленной палаты, юристы, — рекомендует коллег Мария Вальченко, глава общества, торговый работник со стажем. — Помощь стараемся организовать по всем направлениям. И на приемах, и по двум телефонам круглосуточной «горячей линии».


«Направления» на меня обрушиваются с порога. В графике — приемный день. Народ идет косяком.


— Двигатель застучал, — взмыленный дядька, комкая шапку, сразу о своей беде, без предисловий. — Три дня назад купил машину...


— А договор составляли? — хором спрашивают защитники.


— Какой такой договор? — не понимает собеседник.


По всему видно, печальный случай. При покупке автомобиля на рынке тоже подписываются договоры с гарантией. Тогда можно и права предъявлять. А на нет — и суд бессилен. Мария Ивановна успокаивает клиента как может. В том числе грустными примерами из жизни.


— Не расстраивайтесь, автомобили и качество их ремонта — сейчас это у нас тема номер один. Приходил покупатель: за полтора года у его новой иномарки 11 поломок. Но на все должен быть документ. Тогда и деньги реально вернуть.


Владельцу постукивающего двигателя легче, может, и не стало, но знание теперь при нем... Вошедшая следом хозяйка цветного телевизора с ходу разразилась монологом. Перед Новым годом осталась без голубого экрана: два месяца радости от новой покупки и вот — тишина. Сквозь децибелы возмущения волонтеры вычитали из захваченных дамой бумаг, что завод–производитель готов починить поломку. Но посетительница с потерявшим доверие телевизором ничего общего иметь не желала. И соглашалась только на новый.


— Никаких вариантов, — категоричны защитники прав. — Судя по заключению, речь идет о механической поломке, допущенной самим покупателем. Если производитель идет навстречу — уже хорошо.


По ту сторону стола, похоже, не слышат. Скорее всего, жалоба теперь полетит и на завод, и на защитников, которые не захотели встать горой. Для себя, между прочим, понимаю, что покупатель тоже бывает не прав... Мария Ивановна, хоть и яростный сторонник противоположной точки зрения, соглашается. Подталкивает «том» переписки: дедушка купил мопедную шину за 50 тысяч рублей, а на 500–м километре она пошла трещинами. Пенсионер потратил около 400 тысяч на экспертизы и суды, проиграл их, теперь забрасывает всех гневными письмами...


Следующий! Глянцевая коробка на стол. Владельцы грустны. Три недели назад купили мужу на рынке ботинки за 100 долларов. И вот — «пробоины» по всем швам. А хозяин обувной лавки отказывается их обратно принимать.


— Редкий дефект, — удивлена даже ас–эксперт Тамара Чмыхун. — Кто произвел, как обычно в рыночных случаях, — непонятно. Но брак налицо. Сейчас изложим мнение.


Клиенты по телефону цитируют написанное хозяину торговой точки. Тот приглашает на встречу. В 98 процентах случаев — между делом замечают защитники — недоразумения разрешаются мирным путем после того, как из общества передают бумагу с четким указанием статьи, за нарушение которой и в суде по головке не погладят. На предпринимателей и администрации магазинов это обычно действует.


— А экзотика в претензиях покупателей присутствует? — за день приема меня уже не удивляет сложившийся рейтинг брака — машины, обувь, мобильники, окна ПВХ и двери.


— Всего хватает, — волонтерам есть что вспомнить. — На днях звонила взбудораженная супруга, муж которой запил до окончания срока кодировки. Кто теперь деньги вернет? Ситуацию прояснили быстро. Не съездил человек на поддерживающий сеанс. Сам виноват.


В общем, за 13 лет работы в этом кабинете все было. Одного пока не случалось — жалоб на услуги Дедов Морозов и Снегурочек, качество елочных игрушек и искусственных елок. Тут волонтеры постучали по дереву. Ведь год назад и про торговцев птичками ничего плохого не говорили. А потом пришла покупательница вся в слезах: восемь месяцев попугай Кеша у нее живет и до сих пор не заговорил, хотя в магазине обещали. Просила защитников помочь на этом основании обменять птичку на более сообразительную...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter