Что стоит за скрытыми формами социальной дестабилизации?

Предъявите лицензию

В условиях санкционного давления на Беларусь со стороны коллективного Запада одновременно предпринимаются попытки «взорвать» изнутри бюджетный сектор, который финансируется из доходов санкционных предприятий. Кто и что стоит за этими формами социальной дестабилизации? И почему удары зачастую наносятся именно по сфере образования? Мнением по этому поводу поделился депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей ­­Клишевич.

Политика Президента по защите учителя, его социальная поддержка, укрепление положительного имиджа педагога налагают на систему образования большую ответственность за качество и результат педагогической деятельности. Вместе с тем с начала учебного года мы фиксируем значительное количество публикаций, цель которых — расколоть президентский электорат, сократить социальную базу власти, в том числе за счет раскачки сферы образования. При этом перед государственными учреждениями Президентом поставлена задача повышения качества обучения. Но мы видим активное внешнее противодействие этим процессам как минимум на уровне вымывания кадров.

Так, государство сегодня формирует педагогические классы, старается замотивировать абитуриентов на педагогический труд со школьной скамьи, обеспечив более высокое качество подготовки в вузе. Однако к 1 сентября со стороны иностранных ресурсов появилось большое количество аналитических публикаций, где идут прямые обвинения в том, что государство недостаточно финансирует образование.

Это самый простой, популистский вариант дискредитации власти — указать на якобы низкие зарплаты. 
Когда в таких «аналитических» материалах сравниваются доходы работников системы образования в странах Восточной Европы, в них сознательно не указывают разницу по таким позициям, как стоимость коммунальных и транспортных услуг, жилищного фонда либо аренды жилья в конкретной местности, уровень налоговой нагрузки для физлиц, ежемесячная стоимость обязательной страховой медицины и платного здравоохранения в целом.
Что же касается обвинений белорусского государства в недофинансировании бюджетных сфер, то сегодня все без исключения страны Восточной Европы идут по пути снижения государственных расходов на бюджетный сектор (этого синхронно требуют и МВФ, и европейские кредитные структуры). Соответственно, ту зарплату, которую недоплачивает государство по указанию международных фондов, должен платить родитель из своего кармана.

И здесь очевидно, что Беларусь как социальное государство (что записано в первой статье нашей Конституции) соблюдает баланс между возможностями экономики и предоставлением всеобщего бесплатного среднего образования, доступного высшего.

При этом, когда беглые политические деятели обещают рост зарплат в сфере образования — это даже не «деньги с вертолета», которые сюда якобы завезет Запад. Как было сказано выше, зарплаты можно поднять только одним способом — за счет средств родителей и перевода образования на коммерческую основу. Готово ли к этому наше общество? Думаю, нет.

Но есть и вторая сторона этих процессов, не такая очевидная. Сегодня стратегическая задача беглых марионеток — формирование для молодежи системы занятости, не связанной с государством. Обобщая, сторонники оппозиции должны покупать друг у друга товары и услуги «для своих» и никак не взаимодействовать с государством. Предполагается, что так называемая Новая Беларусь — это новая часть общества, «независимая» от государства и не получающая от него доходов. По сути, это будущий протестный электорат, который первым бросят на баррикады в следующий раз.
И сегодня разного рода образовательные услуги без лицензирования — это в том числе форма кадровой поддержки оппозиции, например для лиц, не имеющих педагогического образования. Десятки их работает в столичных частных школах или репетиторских центрах по левым схемам — к примеру, зарегистрировав ИП.
Участникам рынка все нелегальные механизмы хорошо известны. Когда после педагогического совета в телеграм-каналах широко разошлась цитата министра образования о том, что частные школы и детские сады выступили опорными точками «цветной революции», реакция последовала со стороны СМИ, но не от ряда конкретных учреждений, о которых шла речь.

Всем забывчивым следует напомнить, что перед началом прошлого учебного года основной польский телеграм-канал, координирующий беспорядки, прямо призывал забирать детей из государственных школ, переводить их в коммерческие частные структуры и на индивидуальные планы, бойкотировать воспитательную работу. Тогда это была часть общей стратегии — выстроить в обществе параллельные структуры управления, целые «министерства», вплоть до силовых.

Однако почему именно отдельные учреждения частного образования стали «опорными точками»? Задолго до выборов активно действовали такие учреждения, как ООО «Польская школа» в Бресте, «Христианский социальный центр» в Минске, так называемый колосовский лицей в формате частных курсов польского языка, а также несколько нелегальных частных детских садов для детей активистов в коттеджной застройке Минского района. Как правило, такие организации представляли собой деятельность нескольких ИП, которые собирались на земельном участке, предоставленном для индивидуального строительства. То есть речь идет еще и о нецелевом использовании земельного участка, что может нести правовые последствия, вплоть до его изъятия.

Кроме того, мы хорошо помним, что руководители и сотрудники частных образовательных учреждений оказались в оппозиционных структурах разного уровня, вплоть до так называемого «координационного совета».

Совокупность перечисленных факторов обусловили необходимость возвращения лицензирования в систему образования. Проект закона «О лицензировании» будет дополнен соответствующими нормами, и в ближайшее время Правительство внесет его в Палату представителей.

Сергей ­КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей, член Компартии Беларуси.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter