Представление ведут Колобки

“Московский цирк на сцене”, гастролирующий сейчас в Гомеле, собирает аншлаги. В его программе немало талантливых номеров, которые восторженно принимала публика по всему миру. Один из самых ярких — выступление клоунского дуэта Колобки, отца и сына Валерия и Дмитрия Колобовых. Колобов-отец — незаурядная творческая личность, сформировавшаяся в годы расцвета советского цирка. Судьба подарила ему немало встреч с известными людьми искусства и не только, общение с которыми подняло его на высокий профессиональный и человеческий уровень. Колобов-сын продолжает цирковые традиции семьи. Время от времени жизнь забрасывает артистов в Беларусь, что не обходится без интереса к ним со стороны прессы. Так было и в этот раз. К сожалению, на встречу пришел только Колобов-младший. Маме Дмитрия, Татьяне Дмитриевне, по житейским обстоятельствам потребовалось присутствие мужа. Но, думается, осведомленность сына в жизненных перипетиях отца и семьи в целом в полной мере удовлетворила информационный интерес.

— Дмитрий, который раз вы в Гомеле?
— Трудно сказать точно. Счет идет на десятки. Но дело не в этом. Гомель для меня не просто город, куда мы время от времени приезжаем на гастроли. Ровно тридцать лет назад, а если говорить точно, то 30 ноября я здесь появился на свет.
— Вот так да. И что здесь делали ваши родители?
— Отец Валерий Дмитриевич, к тому времени уже цирковой артист со сложившейся карьерой, именем, находился в Гомеле на учебной сессии. Он был студентом Гомельского государственного университета, факультета физкультуры и спорта. Мама, тоже артистка цирка, всегда была рядом. Вот я и “выбрал” Гомель для своего рождения. В одной из его школ — № 24, когда отец работал в Гомельском цирке, я некоторое время учился. Всякий раз, приезжая в город над Сожем, я с волнением обнаруживаю, что он становится краше, лучше, появляются какие-то новые детали, объекты. Например, нынче вся наша семья обрадовалась памятнику выдающемуся клоуну Александру Румянцеву, Карандашу, который появился у здания цирка. Александр Михайлович учил моего отца клоунскому ремеслу. В то же время я с радостью нахожу, что некоторые вещи в городе моего рождения остаются неизменными. В частности, до сих пор целы каштаны у цирка, под которыми я, будучи маленьким, учился с помощью родителей ездить на велосипеде. Я показал дорогие моему сердцу деревья своей жене Екатерине.
— До того как ваш отец Валерий Дмитриевич окончил Гомельский госуниверситет (я так понимаю, что необходимо было высшее образование), у него было еще и специальное образование?
— Да, отец окончил Московское цирковое училище, отделение клоунады и эксцентрики, кстати, первого набора. В середине пятидесятых годов из Сибири, где его семья оказалась, будучи репрессированной, приехал поступать во ВГИК. Так как у отца было характерное северное наречие, выдающаяся актриса Тамара Макарова предложила остаться на подготовительном отделении и поработать над речью. И если все получится, то на следующий год он мог шагнуть сразу на второй курс. Отец согласился, но потом увидел объявление о наборе на отделение клоунады и музыкальной эксцентрики в цирковое училище. Конкурс был 250 человек на место, набрать же приемной комиссии предстояло всего 11 студентов. Отец успешно прошел два тура, а потом сдали нервы. Он наелся мороженого, заработал острый фарингит и с больным горлом, не явившись на третий тур, вернулся домой. Каково же было его удивление и удивление близких, когда через неделю пришло заказное письмо с новеньким студенческим билетом и чистенькой зачеткой. Радости не было предела. На крыльях полетел в Москву.
Спустя год, когда пришло время проходить практику, судьба свела Валерия Дмитриевича со знаменитым уже в те времена Карандашом. Какое-то время он участвовал в его репризах в качестве третьего, затем второго партнера. Будучи еще молодым артистом, отец участвовал в сборных концертах с такими звездами, как Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Рина Зеленая, Петр Алейников, и многими другими. Это была хорошая школа и великое человеческое общение, оставившее неизгладимый след.
— Известен факт, что ваш отец работал в первом белорусском цирковом коллективе.
— Да, это так, причем довольно длительное время — с 1959 по 1967 год. Художественным руководителем цирка тогда был Евгений Милаев, зять Леонида Брежнева, первый муж Галины Брежневой. Отец никогда не говорил, что был с ним на короткой ноге, тем не менее довольно тесно общался. Труппа выезжала на гастроли за границу, Милаев сопровождал ее. Доводилось встречаться и с Галиной Брежневой. Она нередко находилась за кулисами. В те времена это был жизнерадостный, веселый, энергичный, щедрый человек. Ее образ той поры никак не вяжется с тем, как она закончила свою жизнь. Отцу запомнился такой эпизод. Это было на гастролях в Днепропетровске, когда пришла сияющая Галина Леонидовна и провозгласила: “Ребята, мой папа президент!” Леонид Ильич тогда занял пост Председателя Президиума Верховного Совета народных депутатов СССР. По распоряжению Галины принесли ящик шампанского, и все стали отмечать событие.
— Вы сказали, что ваша мама тоже артистка цирка.
— Да, причем во втором поколении. В молодые годы она выступала акробатическим дуэтом вместе с моим дедушкой. В свое время это был выдающийся номер с рядом авторских трюков, который занесен в цирковую советскую энциклопедию. Когда мама стала постарше, дедушка подготовил ей сольный номер “Эквилибр”. Ряд трюков из него так до сих пор никто и не повторил. Потом она перешла в клоунаду, стала выступать вместе с отцом. В 1990 году к клоунаде примкнул и я.
— Сколько вам тогда было?
— Тринадцать. С 2004 года выступаем дуэтом с отцом.
— А как же школа и дальнейшая учеба?
— Школ, конечно, было немало. Такова судьба цирковых детей, жизнь которых корректируется образом жизни родителей. Тем не менее аттестат о среднем образовании и с неплохими отметками я получил, более того — в 1998 году закончил Астраханский государственный педагогический университет, исторический факультет.
— Я наблюдала за вашим клоунским дуэтом на арене — все пять выходов в течение программы не похожи друг на друга. Как рождаются номера?
— Однозначно не скажешь. Бывает, сидим в кругу семьи, осеняет идея, начинаем сразу репетировать. Или что-то в жизни подсмотрим. Или видим работу коллег и что-то полезное извлекаем, дорабатываем, вносим свое. В рождении репертуара присутствует и спонтанность, и рационализм, не знаю, чего больше. На репетиции, отработки номеров уходят дни, недели, месяцы. Оттачивается каждый жест, каждое движение. В основе задумки всегда лежит образ, который хочется создать, выразить. Детально продумываются костюмы, реквизит, все до мелочей. Результат проверяется на зрителе. А он неодинаковый. И не только в разных странах, но и в городах, и даже в одном городе на разные представления собираются абсолютно непохожие аудитории. Артист заранее, до начала представления, должен почувствовать настроение зрителя. И внести изменения в выступление, как того требует ситуация. Иначе провал.
— Сегодня нередко представители шоу-бизнеса используют прием соучастия зрителя в его действе. У вас тоже есть номер, когда на арену вызывается девушка, вы укладываете ее на коврик и проходите над ней на руках. Девушка — это “ваш человек”? Кстати, я наблюдала, как долго вы упрашивали ее пройти на арену.
— В самом деле это была зрительница. То, что она не соглашалась, ну что ж, попался “крепкий орешек”, но в конце концов вышла же, значит, сумели уговорить. Вообще открою секрет, что компаньонов, которые подойдут нам, выбираем заранее, выглядывая из-за кулис. Разумеется, подход к первому попавшемуся зрителю — дело рискованное, поэтому стараемся такого избегать.
— Бывают ли неудачи?
— Самая большая неудача — это когда на представление приходит небольшое число зрителей. Мне с подобным, к радости, не приходилось сталкиваться, но представители старшего поколения о таких фактах рассказывают. Как говорят они, это зависит даже не столько от уровня программы, сколько от других факторов.
— От каких же?
— Скажем, от экономики региона. У народа нет денег, ему не до цирка. У нас даже на этот счет сложился свой сленг — “цирковые” и “нецирковые города”.
— То есть те, где цирк любят и где не любят?
— Совершенно верно. Скажу сразу, что и Гомель, и Минск входят в число первых. Здесь благодарный, искренний зритель, с которым хочется встречаться и встречаться. Надеюсь, что и в тех регионах, где цирк непопулярен, что-то изменится к лучшему.
— Всегда хотела спросить артистов: в тяжелые минуты жизни как им дается работа на зрителя, которого надо веселить, а на душе, может, кошки скребут?
— Выходим и работаем. Родители мне всегда говорили, что человек заплатил деньги — и должен получить от артиста сполна. Бывали ли у меня такие ситуации? В Польше, например, я целую неделю работал на арене с температурой под сорок. Или еще. Когда ушел из жизни дедушка, нам предстояло практически сразу после похорон дать два представления. На одно из них пригласил своих друзей. Только позже они узнали, после какого печального события пришлось работать.
— В одном из ваших номеров участвовала и молодая женщина. Это ваша жена? Она разделяет ваш “кочевой” образ жизни?
— Да, это была моя жена Екатерина. Она тоже приобщается к цирковому искусству. Разумеется, принимает наш образ жизни. Для нее это — не такая большая проблема, потому что тоже родилась и выросла в семье артистов. Закончила хореографическое училище, работала в известном Воронежском танцевальном коллективе. На арене делает первые шаги. Как дальше пойдет дело, покажет жизнь.
— Где же все-таки ваш дом?
— Так и хочется ответить словами известной советской песни: “Мой адрес не дом и не улица...” Ну а если серьезно, квартира в Астрахани, где мы бываем довольно редко.
— Спасибо за интервью, и надеюсь, что в следующий приезд в Гомель бренд Колобки будет представлен трио.
— И вам спасибо. Вполне возможно. Что касается Гомеля, то он у нас на особом счету.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter