Предсказуемо!

Первые месяцы 2001 года для финансовых рынков Беларуси были спокойными.
Первые месяцы 2001 года для финансовых рынков Беларуси были спокойными. Как отмечает председатель правления Нацбанка Петр Прокопович, денежно-кредитная и валютная политика реализуется строго в русле намеченных прогнозных параметров. Стоит лишь добавить, что по некоторым позициям даже с перевыполнением.

Особенно пристальное внимание Нацбанк уделяет снижению прироста рублевой денежной массы. За два месяца она увеличилась лишь на 1,6 процента при плановом значении 3 - 3,5 процента. Заметно медленнее инфляции шло удешевление национальной валюты. По отношению к доллару рубль девальвирован на 5,1 процента, а по отношению к российскому рублю - на 2,9 процента, в то время как инфляция, снизившись в 2,8 раза, составила 8,9 процента.

Примечательно, что для обеспечения стабильности рубля Нацбанк в общем итоге не только не тратил свои резервы, но и сумел их прирастить на 11,6 процента, выйдя на общую сумму порядка 168 млн. долларов. Нет, валютные интервенции на биржевых торгах, конечно же, проводились, но были сравнительно невелики и компенсировались за счет приобретения СКВ на других сегментах рынка. Всего главный банк страны продал за 2 месяца немногим больше 20 млн. долларов. При этом отрицательное сальдо операций Нацбанка на валютном рынке сформировалось лишь на торгах БВФБ - 16,3 млн. долларов. На рынке нерезидентов, внутреннем внебиржевом и наличном Нацбанк приобрел валюты больше, нежели реализовал. В итоге общее положительное сальдо составило порядка 7 млн. долларов.

Таким образом, вполне уместно констатировать, что главному банку страны удалось сформировать белорусский валютный рынок как саморегулирующийся механизм, действующий стабильно и предсказуемо.

Одним из основных факторов стабильности белорусского рубля является заметное увеличение валютной выручки экспортеров, поступающей в страну. На 1 января она составила 356,3 млн. долларов - в 1,6 раза больше, чем годом раньше. К этому стоит добавить, что увеличение поступлений валюты в страну явилось следствием унификации курсов. Налицо наглядная иллюстрация того, как логичная и последовательная денежно-кредитная политика Нацбанка способствует оздоровлению не только финансовой, но и других сфер. Единый курс стимулирует субъекты хозяйствования на уменьшение бартерных расчетов и ввоз в страну валюты. Она, в свою очередь, поступает на рынок и, покрывая внутренний спрос, обеспечивает стабильность национальной денежной единицы.

Дальше начинают работать смежные механизмы. Стабильный рубль в сочетании с поддержанием ставки рефинансирования на реальном положительном уровне (этот показатель составил 1,9 процента в январе и 2,6 - в феврале) повышают привлекательность национальной валюты как сберегательного инструмента. Прирост рублевых депозитов вообще и более чем в полтора раза от населения за последние два месяца - красноречивое тому подтверждение. Эти деньги - достаточно мощный ресурс для кредитования народного хозяйства.

То, что ситуация в денежно-кредитной и валютной сферах остается стабильной на исходе марта, - показатель серьезный. Без сколь-нибудь заметных проблем прошло повышение минимальной зарплаты. Еще год-полтора назад такое было невозможно. Нет традиционной раньше лихорадки и в канун посевной кампании. Нацбанк намерен обойтись на этот раз без административного давления на банки, заставляя их кредитовать агросектор, и форсирования работы "печатного станка". Эту позицию можно лишь приветствовать, поскольку она позволит развивать достигнутое.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter