Предсказуемая колея

Найдено лекарство, которое способно подлечить белорусский авторынок

Есть лекарство, которое способно подлечить белорусский авторынок в условиях Таможенного союза

В этом году белорусские автосалоны де-факто превратились в рекламно-консультационные центры иностранных автоконцернов. «Люди приходят, смотрят машины, задают вопросы нашим сотрудникам, а потом едут в Европу и приобретают там новые автомобили», — грустно констатирует тенденцию председатель Автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Михневич. Отовариваться транспортом за границей теперь выгоднее, чем на родине, за счет разницы размера таможенных пошлин. Аналогичная ситуация наблюдается и в Казахстане. Но коллеги в Астане находятся на пути принятия законодательного решения, которое соблюдает интересы и граждан, и импортеров, не противореча нормам Таможенного союза: речь идет о выравнивании пошлин для юридических и физических лиц при ввозе новых автомобилей.

Ставки для юридических лиц, считай, автодилеров, с начала этого года повысили до уровня российских, а для простых граждан оставили на прежнем уровне. Разница настолько существенная, что ввезенный «самостоятельно» из-за границы автомобиль представительского класса «в упаковке» на $ 10—15 тысяч дешевле, чем в белорусском автосалоне. Такой перекос на рынке способен в считаные месяцы разорить отечественных автодилеров, которые с начала года обреченно считают убытки.

«С января по март официальные автодилеры и импортеры ввезли в страну только тысячу машин», — приводит статистику Сергей Михневич. Физические лица за те же пять месяцев растаможили более 60 тысяч единиц техники. Причем везут не только бывшие в употреблении машины, но и новенькие авто премиум-класса… Оказалось, что даже состоятельным людям не лень съездить за границу, чтобы сэкономить 15—25 % от стоимости автомобиля. Фактически приобретения в белорусских салонах делают только корпоративные клиенты.

В большинстве стран машиностроительный рынок оживает после кризиса, продажи увеличиваются, в том числе у российских и украинских автодилеров. Белорусские коллеги из-за дифференцированных таможенных пошлин переживают жестокую отрицательную динамику реализации. По данным БАА, в благополучный 2008 год в стране через салоны продали около 30 тысяч машин, в кризисный 2009-й – 18 тысяч, а в этом году при создавшихся условиях удаст-ся «дотянуть» лишь до 6 тысяч. И это на фоне повышения доступности кредитования и увеличения реальных доходов населения. От финансового краха отечественный автобизнес спасают станции сервисного обслуживания. Но гарантийные сроки машин 2007—2008 года выпуска заканчиваются, и количество клиентов снизится и у фирменных СТО. «Если ничего не изменится, то многим автодилерам придется сворачивать свой бизнес», — утверждает Сергей Михневич. Уже сокращены штаты продавцов и консультантов, прекращены большинство инвестиционных проектов, заморожено строительство практически всех шоу-румов…

Все понимают: перекос рынка из-за дифференцированных пошлин – явление временное. Ажиотаж в начале года продемонстрировал на практике социальное значение цен на транспорт, особенно на недорогие, бывшие в употреблении иномарки. Несомненно, людям необходимо время для адаптации к новым ввозным ставкам, которые рано или поздно будут действовать на территории Таможенного союза. Понимают эту ситуацию и автодилеры. Но сомневаются: смогут ли дотянуть до выравнивания условий ввоза автомобилей для физических и юридических лиц. Если это произойдет в 2013 году, то из нынешних импортеров никого на рынке не останется, уверены эксперты.

Впрочем, БАА нашла выход, при котором и простые люди не пострадают, и импортеры не дойдут до банкротства, и договоренности в рамках Таможенного союза будут соблюдаться. Заветные два хода, выводящие авторынок из патовой ситуации, оказались достаточно простыми, но эффективными. Один из элегантных вариантов – организация свободных таможенных складов (СТС). В Таможенном кодексе Таможенного союза СТС – достаточно широкое понятие. На таком таможенном складе можно производить реализацию товаров, их фасовку, осуществлять ряд производственных операций… Можно делать практически все, кроме воровства через уклонение от уплаты таможенных пошлин. На время переходного периода через СТС можно наладить реализацию машин для граждан – это не противоречит Таможенному кодексу Таможенного союза. Тогда участники рынка получат возможность восстановить продажи, а покупатели – приобретать машины на родных складах и самостоятельно их растаможивать по ставкам для физлиц. Единственная загвоздка – деньги и время, которые понадобятся для организации СТС. А после жестокого снижения продаж карманы автодилеров несколько пусты.

Более оптимальный и компромиссный вариант, который может оперативно выровнять ситуацию, как считают в БАА: оставить низкие пошлины для граждан только на «социальные» машины старше трех лет, а автотранспорт с более поздним годом выпуска растаможивать на одинаковых условиях для физических и юридических лиц. Все-таки машина «в упаковке» пока удовольствие только для избранных, людей достаточно обеспеченных, доходы которых позволяют «ужиться» с новыми правилами таможенного законодательства. Автомобильная ассоциация вышла с соответствующим предложением в правительство.

Кстати, по пути выравнивания пошлин на новые автомобили для физических и юридических лиц продвигается Казахстан. Эта позиция бизнеса получила поддержку в правительстве. Окончательная же судьба транспортных пошлин будет решаться на встрече глав государств—членов ТС на следующей неделе. Но казахстанские и белорусские автодилеры надеются: их предложения будут поддержаны и автомобильный бизнес снова войдет в нормальную предсказуемую колею.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter