Как «Белгоспищепром» наращивает экспорт и удовлетворяет спрос на дезинфицирующие средства?

Председатель концерна «Белгоспищепром» Анатолий Бубен: «Нам есть что предложить на мировом рынке»

В этом году аграрии вырастили отменный урожай зерна, овощей и фруктов. Не менее значимая задача, как подчеркнул Глава государства на совещании по актуальным вопросам развития пищевой промышленности, — переработать все до миллиграмма, не допуская потерь. Товара в магазинах должно быть в изобилии. Особое внимание — качеству. У современного покупателя требования к тому, что положит в корзину, очень высокие. Продукт все чаще предпочитают выбирать натуральный, безопасный и экологичный. Председатель концерна «Белгоспищепром» Анатолий Бубен рассказал корреспонденту «СГ», как предприятия объединения наращивают экспорт и формируют новые векторы развития.


— Анатолий Анатольевич, с какими наиболее значимыми, на ваш взгляд, результатами предприятия концерна пришли к профессиональному празднику?

— Год выдался непростой, но, проанализировав итоги работы за три квартала, можем смело утверждать: «Белгоспищепром» в этот период сработал успешно. Каждое предприятие выполнило все показатели эффективности: экспорт, рентабельность продаж, энерго­сбережение. Особо подчеркну: удалось увеличить в натуральном выражении экспортные поставки жмыха, дрожжей, солода, игристых вин, сахара, спирта, кондитерских изделий, пива и другой продукции.

Для наглядности несколько цифр: за девять месяцев 2020 года темп роста экспорта — 108,4 процента. Пандемия и закрытые границы не затормозили нашу деятельность, более того, благодаря активной работе мы в этот период существенно расширили географию экспортных поставок: продукция узнаваема в 64 государствах мира. Стремимся сохранять позиции на действующих рынках, активно работать в Европе и государствах дальней дуги. С начала года освоили 22 новых направления. Ключевым и пока наиболее массовым остается рынок сбыта Российской Федерации. Но мы в постоянном поиске новых партнеров, в том числе в странах Евросоюза. Наращиваем туда поставки. Неплохо продвинулись здесь: за три квартала они увеличились почти на 30 процентов.

Намерены серьезно расширить представительство на рынке Китая. Контракты о сотрудничестве с восточными контрагентами продлеваются, заключаются новые, и уже сегодня можем сказать, что перевыполнили задачу по экспорту в эту страну в полтора раза.

Усиливаем другие сферы работы, а заинтересованность в высоких результатах позволяет лидировать еще и во вкладе в республиканский бюджет.

— Завершается уборка сахарной свеклы, заводы и комбинаты активно перерабатывают урожай. Если не ошибаюсь, за лето эти предприятия существенно нарастили поставки сахара за рубеж. За счет чего произошел рывок? Какова экспортная стратегия концерна и какие механизмы задействованы для наращивания поставок сахара на внешние рынки?

— Действительно, на комбинатах полным ходом идет переработка сладкого корня. Суточная мощность — более 40 тысяч тонн свеклы. Через заводы уже прошло 2,2 миллиона тонн. Произведено 260 тысяч тонн сахара. Подчеркну, что выращенного урожая хватит для обеспечения внутреннего рынка в полном объеме, излишки реализуем на экспорт. К слову, с начала года в наши магазины отправили свыше 234,3 тысячи тонн. Поделюсь последними тенденциями сахарной отрасли: спрос на внутреннем рынке растет. Причина — выравнявшийся диспаритет цен в России и Беларуси. Цены практически одинаковые, что позволило почти уйти от импорта этого товара.

Вы верно отметили, экспортные поставки выросли. На это тоже повлияли изменения конъюнктуры цен на внешних рынках. Например, средняя цена сахара на экспорт в январе — 285 долларов, в сентябре уже 392. Напомню, сахарная отрасль — традиционный экспортный лидер «Белгоспищепрома». За девять месяцев продали за границу свыше

360 тысяч тонн сахара на сумму 112,5 миллиона долларов. Такому рывку, безусловно, способствовала диверсификация внешних рынков. Сравните: в прошлом году более 73 процентов экспортных поставок приходилось на Россию, в этом — лишь 39,6.

Поделюсь значимым для отрасли событием. Впервые в истории белорусских сахарных заводов концерн «Белгоспищепром» получил квоту на поставки сахара в Китай в размере 20 тысяч тонн. Их мы уже успешно отгрузили. Рассчитываем сотрудничество продолжить.

Наши производители работают и в Африке. Экспортируем в Гвинею, Нигер, Бенин, Гану, Джибути, Сомали — словом, туда, где нет собственных заводов по производству сахара. Основными же рынками сбыта остаются страны СНГ, куда отправили более 315 тысяч тонн продукта, заработали свыше 98 миллионов долларов.

Обращаю внимание, что в приоритете у нас потребности населения страны. И экспортная стратегия вырабатывается с учетом полного удовлетворения спроса на внутреннем рынке.

— Весной этого года некоторые предприятия концерна переориентировались на выпуск медицинских масок и средств защиты, подставив плечо легкой промышленности и обеспечив запрос населения на данные товары. Как сейчас налажен процесс, учитывая непростую эпидемиологическую ситуацию? Продолжается ли выпуск дезинфицирующих средств?

— Как и раньше, дезинфицирующие средства производят организации алкогольного холдинга «Минск Кристалл Групп». В этом плане пока все без изменений. Производство налажено и обкатано, и предприятия, если возникнет нужда, оперативно отреагируют на повышение спроса и удовлетворят потребности людей.

Маски, как это было и весной, выпускают на Гродненской табачной фабрике «Неман». Подчеркну, решение данного вопроса было для нас приоритетным. В кратчайшие сроки, всего за восемь дней, сумели поставить оборудование из Китая и наладить потоковое производство масок. Считаю, принятые меры эффективными, ведь мы сумели создать удовлетворительные по цене и качеству товары, составить достойную конкуренцию иностранным аналогам и защитить внутренний рынок от импорта.

— Следующий вопрос наверняка заинтересует сладкоежек и поклонников новогодних и рождественских праздников. Сколько подарков планируют выпустить в 2020-м предприятия концерна? И в какую цену обойдется в этом году сладкий сюрприз от Деда Мороза?

— Не отступим от традиций и выпустим разнообразные красочные новогодние угощения. Приближающийся 2021 год пройдет под знаком Белого металлического быка. Предложим торговле почти 1 700 тысяч сладких подарков от самых крупных белорусских фабрик. Сладости расфасованы в баулы разной формы и размеров. Всего более 80 наименований весом от 300 граммов до 3 килограммов. Цена — от 3,5 до 36 рублей (без НДС). Как и в минувшие годы, основные наши производители «Коммунарка» и «Спартак» упакуют конфеты и шоколадки в мягкие игрушки в виде символа года. Будет возможность выбрать и более статусные подарки, к примеру в деревянной упаковке. А также прямо в магазине собрать подарок по своему вкусу. В общем, вариантов создать праздничное настроение будет много. Надеемся, удовлетворим все запросы.

— Анатолий Анатольевич, без поздравлений в канун профессионального праздника не обойтись. Что бы вы пожелали работникам перерабатывающей отрасли?

— Дорогие друзья и коллеги! Примите искренние поздравления в канун профессионального праздника — Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса.

Позвольте поблагодарить вас за плодотворный труд, так необходимый нашей стране. Ведь именно благодаря вам на полках магазинов качественная и полезная продукция, которую, уверен, ценят покупатели. Каждая бутылка рапсового масла, упаковка сахара или конфета в шелестящей обертке — труд многих людей. Технологи, мастера, упаковщики и другие труженики предприятий заслуживают уважение и слова благодарности. Коллеги, искренне желаю вам крепкого здоровья, долгих лет жизни, успехов в труде, оптимизма и семейного благополучия. Пусть в ваших семьях царят любовь и взаимопонимание!

— Спасибо за интересную беседу!


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter