Предприятия на вынос

Проблемы больших городов состоят не только в огромном количестве жителей. Они гораздо сложнее, поскольку количество на определенном этапе переходит в качество и вследствие агломерации возникает совершенно иная среда – мегаполис. Его основные болевые точки – автомобильные пробки, неблагоприятная экологическая обстановка, дефицит земельных ресурсов.Большие города сегодня являются экономическими, политическими и культурными центрами и средоточием промышленных предприятий. Строительство по окраинам не спасет город как культурный центр. Разрастание пригородов в конце концов его раздавит.Проблема дефицита свободной земли знакома и Минску. Уплотняется застройка, поскольку площадок под строительство становится все меньше. Использовать для этих целей территории за кольцевой дорогой? Но вокруг столицы – хорошая плодородная земля, зоны отдыха. Да и нужно ли превращать нашу столицу в гигантский мегаполис?

Против неоправданного роста столицы, в которой сейчас проживает примерно 1,8 миллиона человек, высказался во время недавнего посещения Минской ратуши глава государства: перенаселение Минска влечет за собой много неудобств, связанных с ухудшением условий проживания в городе, транспортными проблемами, необходимостью создания новых рабочих мест. Концептуально важным является также равномерное распределение производственных мощностей, рабочих мест, а значит — и людей, по регионам страны. Что касается планов по ежегодному возведению 2 миллионов квадратных метров жилья, то возникает закономерный вопрос, нужно ли их строить непосредственно в Минске или необходимо расширять строительство квартир в городах-спутниках столицы, куда будут перенесены многие минские промышленные предприятия?
Кому не место в городе?
В Минске выносу за черту города согласно генплану подлежат 24 промышленных предприятия. Быстрый офисный переезд им обеспечат подрядыики, среди которых уже проводится конкурс. Квартирные переезды пройдут легче и будут рассмариваться в индивидуальном порядке. Еще 8 будут реконструированы и модернизированы. Дело не только в нехватке земли — Минск считается одним из самых плотно застроенных европейских городов, — но и в экологической составляющей. Известно, что в Минске самая высокая отметка по высоте — на улице Притыцкого (завод вычислительной техники), а самая низкая — в Шабанах и Новом Дворе. Поэтому все стоки смещаются в восточную часть города. Основные ветры (западные и юго-западные) тоже идут на восток, смещая туда все воздушное загрязнение. Поэтому в свое время там и размещались в основном промышленные предприятия. Городская черта тогда была не дальше сегодняшнего первого городского транспортного кольца, и все заводы находились как бы за пределами города. С годами Минск разрастался и предприятия вошли в городскую черту. В настоящее время в зоне экологических коридоров (это ландшафтные территории, парки, водоемы, позволяющие поддерживать экологическое равновесие города) расположено порядка 20 предприятий. Их деятельность оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду. Кроме того, вокруг предприятий формируется санитарная зона, в которую попадает и жилая застройка. Территориальная составляющая производственных зон Минска примерно в 2—3 раза больше, чем во многих других столицах мира. Общая территория, которую эти зоны сейчас занимают (5,6 тысячи гектаров), пока “потеряна” для города. Поэтому в Минске намерены до 2030 года отказаться от санитарно-защитных зон предприятий. Они  должны заканчиваться сразу за забором завода. Это вынудит предприятия снижать количество выбросов, следить за уровнем шума и т.д. Не получается — выноси производство за черту города.
Вместо завода — элитное жилье
Для Минска это дело новое, а на Западе давно практикуют ликвидацию промышленных зон. Так что изобретать велосипед не стоит, достаточно изучить мировой опыт. В 90-х годах прошлого столетия на восьми с половиной квадратных милях полуразрушенных доков появился деловой район Лондона Кэнери Уорф. Деловой центр Дефанс в Париже ныне представляет собой гигантскую платформу: магазины, паркинги, метро, железная дорога и офисные здания. Начиная с 1964 года там построили 45 зданий, которые заняли 650 крупных фирм, банков и страховых компаний. В Амстердаме власти освободили 15 тысяч гектаров земли под строительство жилой и коммерческой недвижимости в районе двух портов, в Стокгольме в 1996 году была запущена двадцатилетняя программа по превращению портовых зон в жилые кварталы.
В США и Европе престижно жить в квартире, устроенной, скажем, в бывшем ткацком цеху. Застройщики оставляют высокие потолки, металлические балки, кирпичную кладку, панорамные окна. В России тоже решили обратиться к зарубежному опыту: несколько подобных проектов на базе небольших предприятий, чья деятельность некогда была связана с легкой или пищевой промышленностью, уже реализованы в центре Москвы. Кроме того, правительство российской столицы намерено отдать под строительство муниципальных домов 2 тысячи гектаров промзон. К 2020 году из 20 тысяч гектаров московских промзон шесть будут отданы под жилье и офисы.
Большой переезд
Как считают специалисты КУП “Минскградо”, вынос из Минска или глобальная реконструкция отдельных производств должны быть завершены до 2012 года. Пока вынесены четыре: ОАО “Щетка”, ЗАО “Корпак”, автобусный парк № 3, цех огнеупоров ОАО “Фарфоровый завод”. По остальным идет разработка проектно-сметной документации. Для многих подлежащих выносу предприятий уже определены новые площадки под строительство. Правда, руководство предприятий неохотно рассказывает о планах на этот счет. На ОАО “Дрожжевой комбинат”, например, не сообщили, куда именно переедут, но пояснили, что фактически это будет не переезд, а строительство нового предприятия на новом месте. Один из руководителей РУП “Минск-Кристалл” ответил так: “Я назову место, а вдруг нас туда не вынесут? Надо подождать официального решения”. На станкостроительном заводе имени С.Кирова и вовсе отказались говорить на эту тему.
Что значит для предприятия вынос за черту города? Это не бревенчатый дом разобрать и на новом месте собрать. Завод просто так не перевезешь. Дело хлопотное и требует не одного месяца. А за время вынужденного простоя, как сказал в кулуарной беседе один из начальников, можно некоторые рынки сбыта потерять. К тому же вынос предприятий — дело дорогостоящее. Заботы о переезде, включая финансирование, как правило, возлагаются на инвестора, заинтересованного в приобретении бывших промышленных территорий. И сегодня в этом направлении ведется активная работа. Например, один из крупнейших инвестиционных проектов “Минск-Сити” по строительству многофункционального делового и жилого комплекса будет осуществлен совместно с российским холдингом “Итера” после переноса из центра города аэропорта Минск-1 и авиаремонтного завода. Последний вынесут в район аэропорта Минск-2.
Освобождающиеся земельные участки реально использовать для разработки и реализации крупных инвестиционных строительных проектов. Там могут быть построены не только жилые, но и современные общественные, административные, деловые, развлекательные комплексы. Прорабатывается вопрос создания городов-спутников на базе вынесенных предприятий. Как заявил на одной из пресс-конференций директор КУП “Минскградо” Александр Петров, мегаполисы уровня Минска 60 процентов рабочих мест должны иметь в сфере обслуживания. Производство в таких больших городах нерентабельно и нерационально. Это мировая практика.
В городах-спутниках, каковыми могут в перспективе стать Логойск, Заславль, Смолевичи и некоторые другие населенные пункты, предполагается наряду с выносом туда предприятий активнее строить жилье. Это, как считают специалисты, поможет решить кадровую проблему для заводов, удобно и людям, когда работа и жилье рядом. И только в этом случае реально к 2030 году не увеличить существенно количество населения в столице и обеспечить ее жителей жильем площадью до 30 метров на человека (уровень Хельсинки) против нынешних 17 метров.
Разумная политика развития столицы и ее городов—спутников, удовлетворения потребности в жилье очередников позволила бы снизить давление на Минск миграционных потоков и в то же время создала бы благоприятные условия для возрождения небольших населенных пунктов.

 Мнение

Александр ЧИКИЛЕВ, член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации:
— В Тегеране есть город-спутник, расположенный в 60 километрах от иранской столицы. Это спальный район, жители которого на работу ездят в Тегеран. Но нашим гражданам больше подходит обратный вариант: жить в столице, а ездить на работу в пригород. Промышленные предприятия выносить из столицы необходимо — это мировая практика. Выносить в первую очередь нужно те из них, которые не дают большого экономического эффекта, а высвободившиеся “пятна” земли отдать под застройку жилья. Заводы целесообразно перенести в города-спутники Минска. Я начал бы с выноса ликеро-водочного завода, завода имени Кирова, которые находятся в центре, и “прописать” их в другом месте менее затратно, чем вынести предприятия-гиганты.
Конечно, в этом деле будут и сторонники, и противники. Работники предприятий, которые намечено вынести за городскую черту, возможно, и не рады такой перспективе — кому-то ведь на работу дальше ездить придется. А  вот минчане, живущие вблизи заводов, думаю, были бы не против избавиться от таких соседей. Конечно, вопрос не простой, требующий детальной проработки по всем направлениям. Но сегодня другой стратегии, кроме как вынос из мегаполиса промышленных предприятий, похоже, нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter