Предприятие оспаривало, что мозаика на здании в Бресте является материальной недвижимой культурной ценностью

Экономическим судом Брестской области рассмотрено заявление унитарного предприятия  о признании недействительным решения Брестского областного исполнительного комитета в части признания мозаики «Земля науки и культуры» мозаичного триптиха «Земля» на здании Брестского электромеханического завода материальной недвижимой культурной ценностью. Суд отказал в удовлетворении заявления. Таким образом, уникальный триптих остается материальной недвижимой культурной ценностью.


Дело в том, что унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит изолированное помещение, расположенное в строении по улице Московской в Бресте, на фасаде которого выполнена мозаика «Земля науки и культуры», входящая в состав мозаичного триптиха «Земля». С приданием мозаичной композиции статуса материальной недвижимой историко-культурной ценности предприятию надлежало подписать охранное обязательство и выполнить ряд мероприятий по восстановлению и дальнейшему поддержанию мозаики. В планы предприятия это не входило, и оно обратилось в суд.

- Изучив материалы дела, дав оценку доводам участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявления следует отказать. Суд также учитывал, что мозаичный триптих «Земля» является единственным в своем роде монументальным произведением в стране по целому ряду особенностей и с технической точки зрения демонтаж мозаики возможен, но в таком случае в значительной степени будет утрачено ее значение как историко-культурной ценности, - сообщили в Экономическом суде Брестской области.


Триптих «Земля» на торцах трех корпусов БЭМЗа создавался  в 1980-е годы по решению первого директора предприятия Владимира Сальникова и обошелся тогда заводу в 250 тысяч советских рублей.

Первое панно - «Земля, опаленная войной» - посвящено героике Великой Отечественной войны. Второе - «Земля возрожденная» - мирной жизни и труду. Третье панно – «Земля науки и культуры». На этом панно изображен Франциск Скорина и белорусский космонавт Петр Климук. 

Для воплощения грандиозного замысла художники-монументалисты Владимир Кривоблоцкий и Юрий Богушевич использовали сложную технику византийской мозаики, выкладывалась она четыре года.

Под охрану триптих был взят в 2019 году.

Мозаичная композиция из трех панно на торцах электромеханического завода - это своего рода визитная карточка Бреста.

фото Брестский вестник

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter