Предпринимательству не везет с климатом?

Специалисты говорят: среднему и крупному бизнесу для развития нужна благоприятная среда, малому - то же плюс внимание и финансовая поддержка государства.
Специалисты говорят: среднему и крупному бизнесу для развития нужна благоприятная среда, малому - то же плюс внимание и финансовая поддержка государства. Несколько лет такое опекунство над малым предпринимательством осуществляет Министерство предпринимательства и инвестиций. Разрабатываемая им и утверждаемая Совмином ежегодная программа действий концептуально признана лучшей на Консультативном совете стран СНГ. Однако в 2000 году она исполнена всего на 39 процентов. О проблемах государственной помощи малому бизнесу корреспондент СБ Аэлита СЮЛЬЖИНА беседует с первым заместителем министра предпринимательства и инвестиций Александром ШВЕЦОМ.

- Александр Иосифович, почему возникли сложности с выполнением программы господдержки предпринимателей?

- Одна из причин связана с проблемой исполнения доходной части бюджета. По Указу Президента N 262 1996 года Минфину поручено планировать отдельной строкой в основном финансовом документе страны средства на осуществление нашей программы, а также выделять до 5 процентов средств от приватизации. На самом деле финансовая поддержка бизнеса даже не второстепенна, а, похоже, внепланова. Целый ряд документов, с нашей точки зрения необоснованно, не был принят к оплате Министерством финансов. На программу поддержки предпринимателей в 2001 году выделено 972 миллиона рублей. По покупательской способности это более чем в полтора раза ниже прошлогоднего. Увы, то же было и годом раньше.

- Какая и в каком объеме финансовая помощь малому бизнесу предусмотрена программой-2001?

- Традиционно - это компенсация процентов (до половины ставки рефинансирования) по банковским кредитам, выданным субъектам малого бизнеса под инвестиционные проекты в приоритетных направлениях - жилье, продовольствие, услуги. На эти цели в нынешнем году запланировано 304 миллиона рублей. Я бы сказал, крайне мало. Однако в прошлом году освоено всего 100 миллионов рублей, хотя предусматривалось в полтора раза больше. Но спрос на банковские кредиты упал. После слияния официального и рыночного курсов рубля займы стали слишком дороги в обслуживании.

С другой стороны, система регистрации, перерегистрации и лицензирования резко сократила приток новых юридических лиц. Например, в Минске с марта 1999 года зарегистрировано всего около тысячи новых субъектов хозяйствования, в то время как количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 30 тысяч человек. Между тем индивидуальные предприниматели - менее прозрачная форма бизнеса, она в очень незначительной степени решает проблемы занятости населения и наполнения бюджета (около 1,2 процента в сумме налоговых поступлений).

Более популярен другой финансовый инструмент поддержки предпринимательства - микрокредитование. Кредиты в эквиваленте 1 - 2 тысячи долларов мало интересны банкам для обслуживания, но чрезвычайно нужны малым предпринимателям. По нашему мнению, годовой ресурс на эти цели должен быть не меньше 3 миллионов долларов, а в идеале - до 10 миллионов в рублевом эквиваленте. Госпрограммой предусмотрены 205 миллионов рублей, а с учетом собственных средств Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей сможет саккумулировать на прямые кредиты еще порядка 300 миллионов рублей. Немного.

- И где же выход?

- Малый бизнес может получать помощь не только по нашей линии. Существуют Фонд поддержки экспорта, программа импортозамещения, бюджет развития. Вроде ничто не мешает малым предприятиям выступать соискателями на получение этих средств. Но за последние 3 года, по нашим сведениям, ни одно малое предприятие не получило оттуда финансовой помощи. Почему? Одна производственная высокотехнологичная фирма, работающая на экспорт, в августе подала документы в Фонд поддержки экспорта. Да, были недочеты в оформлении. Но почему документы лежали до ноября и вернулись с конкретными замечаниями, когда поезд ушел? Инвестиционные проекты малого бизнеса небольшие - в среднем 50 - 100 тысяч долларов, но скоропортящиеся. В марте для конкретных фирм может быть уже невыгодно то, что было прибыльно в январе. А документы ходят по министерствам 4 месяца. Мы вносили предложения в Минэкономики доработать механизм получения финансовой помощи малыми предприятиями до уровня реальной возможности. Но пока положительного решения нет.

Более доступен Фонд содействия занятости, выдающий ссуду или субсидию для создания рабочих мест. Что касается международных финансовых ресурсов, то в стране открыта кредитная линия Европейского банка реконструкции и развития. Но интерес к ней со стороны малого бизнеса невелик. Основные причины: кредиты валютные, под 15 процентов годовых, требуются высокий залог и до 30 процентов от суммы займа - участие собственными деньгами.

Подытоживая сказанное, считаю, что многие республиканские и местные органы госуправления не в полной мере понимают, какие экономические и социальные возможности заложены в малом предпринимательстве. Сегодня в России 15 процентов госзаказа распределяется между малыми предприятиями, что у нас практически невозможно. Министерство предлагает хотя бы четвертую часть средств, поступающих от лицензирования, регистрации, направлять на развитие бизнеса либо использовать в виде гарантий под кредиты. Только это позволило бы ежегодно резервировать на помощь предпринимателям от 700 миллионов до миллиарда рублей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter