Для оживления экономики целесообразно стимулировать потребительский спрос

Предложение пока кусается

Мировые новости и события в настоящее время не внушают оптимизма. Слава богу, в Беларуси все спокойно, но общий внешний тревожный инвестиционный фон давит на поведение потребителей. Одна из классических реакций на негатив — переход людей на сберегательную модель потребления. И статистика свидетельствует, что розничный товарооборот не катастрофично, но входит в тренд на снижение. Сужение внутреннего спроса не очень позитивный сигнал для экономики. Особенно для предприятий, которые в основном ориентированы на внутренний рынок. Они в такой ситуации страдают больше всего. И через мультипликаторы влияют на остальные макроэкономические показатели: снижение промышленного производства, замедление роста заработной платы, поступления в бюджет и др. Поэтому на заседании Совета Министров, которое проходило в августе под председательством Президента, Премьер-министр Роман Головченко отметил, что «задача экономического роста — активное стимулирование внутреннего потребления». А для этого в том числе необходимо сделать и более доступным кредитование. И для граждан, и для предприятий. Мы изучили предложения банковско-финансового рынка.

коллаж любови царюк

Долги снижаются

Кредиты пока не отличаются высокой доступностью. Особенно на потребительские нужды. Ставка 20 процентов годовых является почти стандартной на нынешнем рынке заемных ресурсов. Это дорого. Поэтому в августе 2022-го люди одолжили у банков на 5 процентов меньше, чем в прошлом году. Снижаются объемы кредитования — сжимается и потребительский спрос. Конечно, на снижение спроса на кредиты влияют разные факторы. Тем не менее высокая процентная ставка является существенным аргументом, чтобы не бросаться в долговую авантюру. Тем более ментально у белорусов не выработался аппетит к финансовым рискам. С точки зрения кредитного поведения наши граждане действуют весьма консервативно, расчетливо и конструктивно. Поэтому (что является позитивным фактом) уровень закредитованности домашних хозяйств достаточно низкий, а доля плохих долгов по потребительским кредитам практически не выходила за пределы статистической погрешности. По сути, наши граждане — ответственные и качественные заемщики.

В экономике нет однозначных выводов и правил. Оценка того или иного явления зависит от контекста, палитры красок на общей картине. Экономная модель потребления в определенной степени является добродетелью. Но переход в режим скаредности начинает неблагоприятно влиять на качество жизни. Со всех сторон. И сейчас есть риски скатиться в потребительскую рецессию со всеми вытекающими из этого явления другими экономическими последствиями.

Председатель общественного объединения «Клуб финансовых директоров» Андрей Карпунин уверен: для поддержания экономики в целом и отечественных производителей в частности необходимо использовать возможности внутреннего рынка. «Наши производители попали в непростое положение, — признает эксперт. — Снижается спрос, предприятиям сложнее обслуживать кредиты, снижаются возможности и для повышения зарплат сотрудникам, что еще больше давит на внутренний спрос. Достаточно долгое время наша экономика была экспортно ориентированной, поэтому система стимулов, в том числе и налоговых, ориентировала предприятия на поставки за рубеж. В условиях глобализации и открытых рынков такая стратегия была оправдана. Но в сложившихся условиях необходимо обратить внимание на расширение внутреннего спроса».

Стратегия внутреннего спроса

Финансовый аналитик Марк Михалевский тоже отмечает: наблюдается замедление мирового спроса. Практически во всех странах. И когда он восстановится, сказать сложно. Развитые страны фактически находятся в рецессии, хотя де-юре ни политические, ни экономические власти этого признавать не хотят. Недавно международные финансовые организации, в число которых вошли Международный валютный фонд и Всемирный банк, предрекли мировой экономике и развитым странам рецессию в следующем году. При сложившейся конъюнктуре на внешних рынках, по мнению Марка Михалевского, возрастает значимость для национальной экономики внутреннего спроса.

— Стимулирование внутреннего спроса — довольно стандартная стратегия регулирования экономики, находящейся в состоянии недозагрузки производственных мощностей, — объясняет заведующий кафедрой Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Владимир Пархименко. — Как правило, специалисты здесь говорят о таких инструментах, как снижение ставки рефинансирования, увеличение денежного предложения, рост государственных расходов, снижение налогов. Все это по отдельности или в какой-то комбинации призвано увеличить внутренний спрос непосредственно и вообще индуцировать так называемые мультипликативные эффекты: один субъект экономики тратит средства, второй получает от этого свой доход и в дальнейшем сам увеличивает свои расходы, которые, в свою очередь, кто-то еще получает в виде дохода, и так далее и тому подобное. Тем самым первоначальный импульс оживляет хозяйственную деятельность множества отраслей экономики.

Эксперты уверены: необходим комплекс мер по оживлению спроса. Потребителям необходимо дать позитивный психологический импульс для восстановления потребления. Даже на фоне замедлившихся в росте доходов. Пока на потребительском рынке творится определенное маркетинговое, рекламное, информационное затишье. А сегодня как никогда необходимы акции, программы лояльности, новые интересные предложения. Другой вопрос, что без участия финансового сектора реальный такое предложение сформировать не сможет. Так или иначе, но средства на эти мероприятия сегодня лежат в банковском секторе. И нужны определенные оригинальные решения.

Поддержка продажами

— В Беларуси есть товары, на которые можно стимулировать спрос, — убежден Андрей Карпунин. — Есть моторное топливо, шины, мебель, строительные материалы… И если сегодня на АЗС будет предлагаться какой-то интересный финансовый инструмент, который позволит в долг здесь и сейчас купить 100 или 200 литров топлива, это может сформировать продажи, которые станут подспорьем нашим нефтеперерабатывающим предприятиям, объективно испытывающим сегодня серьезное давление внешней конъюнктуры.

Марк Михалевский убежден: разумное кредитование потребителей обладает хорошей экспертизой по сравнению с экстренной финансовой поддержкой предприятий, которые попали в сложное финансовое положение. Предоставляя свободные деньги покупателям, выбор товара остается за ними. Соответственно, через потребительский спрос поддерживаются конкурентоспособные компании. И это является дополнительным стимулом для реального сектора к трансформации исходя из сложившейся новой реальности. Кроме того, как убежден Марк Михалевский, стимулирование потребительской активности создает спрос по всей цепочке: производитель — товаропроводящая сеть — финансовый сектор.

Правда, эксперты отмечают: требуются программы, которые были бы направлены именно на поддержку спроса на продукцию отечественных производителей. Тогда удастся избежать рисков роста импорта и повышения его стоимости на фоне снижения предложения. Поэтому тут важно плотное взаимодействие финансового и реального секторов экономики. В том числе и выработка неких предложений и решений, которые позволили бы банкам снизить ставку по кредитам.

Это вполне возможно в современных реалиях и без потери устойчивости банков. Надо отметить, что еще до пандемии эксперты из финансовой сферы неоднократно отмечали: вектор прибыльности в банковской деятельности смещается от кредитно-депозитных операций в сторону предоставления услуг. Если утрировать и гиперболизировать, то современные банки по большому счету могут неплохо жить, вообще не привлекая депозиты и не выдавая кредиты, выступая исключительно поставщиками финансовых услуг. Но на этот сегмент напрямую влияет деловая и потребительская активность. Поэтому в ее активизации напрямую заинтересован банковский сектор. И для этого у него есть возможность использовать кредитный инструмент и снижение ставок до доступного для населения уровня.

Делая дисконт по ставке кредитов, возможно, кредитор непосредственно по этой сделке даже уйдет в минус. Но на заемные ресурсы потребитель приобретет товар, деньги поступят на счет продавца, потом — производителя, который будет рассчитываться с поставщиками, сотрудниками… А это все — банковские проводки. И за каждую финансовый сектор получает комиссию, которая может компенсировать издержки по снижению стоимости кредитных ресурсов. Несомненно, все не так просто и схематично. Требуется концепция, продуманная и просчитанная. Но этим необходимо заниматься. Простых решений в сложившихся геоусловиях не существует.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter