Предельная глубина

В Миорах назвали улицу в честь вице–адмирала Егора Томко

В Миорах назвали улицу в честь вице–адмирала Егора Томко


Озера Витебской области влюбили в себя не одно поколение местных мальчишек. Для одних водная гладь осталась зеркалом, в котором можно разглядеть детство. Для других — заветной мечтой о морях, океанах, дальних странствиях. И лишь единицы воплотили детские грезы в жизнь. Вице–адмирал Егор Андреевич Томко, уроженец Миорского района, командир «крылатой» дивизии подлодок, среди них.


...Начиналось все обычно — крестьянская семья, небольшая школа в маленьком городке. Учился на «отлично», увлекался спортом. Но жизнь решил связать с флотом. В 1958 году окончил высшее военно–морское училище имени Фрунзе. Был направлен на Северный флот. Поначалу Егор Томко служил на торпедных катерах, с 1962 года — на подводных лодках, чуть позже — на атомоходах.


Многочисленные погружения, рискованные походы, когда от принятого решения зависит жизнь десятков членов экипажа... В летописи прославленного подводника слишком много событий, чтобы рассказать обо всех. Остановимся на самых знаковых.


Егор Андреевич руководил подготовкой подводных лодок, которые под его началом в 1978–м совершили беспрецедентный переход с Северного на Тихоокеанский флот подо льдами центральной Арктики. Такого в истории Военно–морского флота еще не было. Важность трансарктического перехода для развития ВМФ неоценима. Взять хотя бы тот факт, что вся операция по переводу кораблей на Тихоокеанский флот сократилась на неделю.


А после похода Егор Андреевич рассказывал родным, что во время погружения возникло ЧП, и ему пришлось лично, надев водолазный костюм, вести подводников на устранение неисправности. У моряков тогда все получилось — домой они вернулись героями. В 1978 году Егор Томко был удостоен звания Героя Советского Союза. В его послужном списке еще много различных орденов и медалей...


Как, впрочем, и других достижений с пометкой «впервые». Так, во время одного из учений тактическая группа, управляемая Егором Томко, впервые в истории флота выполнила совместную стрельбу шестью разнотипными крылатыми ракетами по мишенной позиции. Тем самым была подтверждена на практике возможность массированного использования разнотипных ракет в одном ударе. Егор Андреевич участвовал также в подготовке и проведении глубоководных испытаний подводной лодки К–525 с погружением ее на предельную глубину. Испытания позволили подтвердить заложенные в проекте лодки технические решения. Различные механизмы, системы вооружения проверили на всех глубинах погружения.


Участвовал Егор Томко и в испытании атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами большой дальности. Как заместитель председателя Государственной комиссии по приемке и испытанию головной подводной лодки этого проекта внес немало ценнейших предложений. Оказался на своем месте и когда был назначен начальником Высшего военно–морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола.


За этой насыщенной фактами биографией — то, чего не сообщат учебники и словари. Годы на атомной подводной лодке не прошли даром. У Томко начались серьезные проблемы со здоровьем. А тут еще серьезно заболела супруга, всю жизнь ждавшая его возвращения из походов. Она была фактически прикована к постели...


После увольнения в запас Егор Томко жил в любимом Санкт–Петербурге, но часто приезжал в Беларусь. Родные вспоминают: Егор Андреевич не унывал. Не тот был человек — веселый, бодрый. И сейчас в Интернете офицеры–подводники, которых жизнь свела с Томко, вспоминают случаи, когда вице–адмирал разряжал обстановку шуткой, метким словом. Он всегда попадал в точку.


..Когда погиб «Курск», Томко не мог найти себе места. Трагедию переживал мучительно, будто сам стоял в рубке подлодки, отдавал команды, пытался найти выход. К Егору Андреевичу тогда российские телеканалы часто обращались как к эксперту. И он с болью в голосе предполагал: наверное, случился взрыв торпеды в первом отсеке. Технологию подводных погружений вице–адмирал изучил досконально, знал, какой риск берут на себя моряки. Но свыкнуться с фактом смерти так и не смог.


...Егора Андреевича Томко не стало год назад — из жизни он ушел первого апреля 2008–го. В тот день как обычно собирался на работу. Попрощался с женой. Схватился за сердце. Врачи потом скажут: инфаркт...


Хоронили уроженца Миорского района торжественно, с почестями — как подобает герою. На церемонии на Смоленском кладбище Санкт–Петербурга присутствовали десятки вице– и контр–адмиралов, приехавших отдать дань уважения своему товарищу.


Не забывают Егора Томко и на родине. Недавно в Миорах в его честь назвали улицу. Наверное, не один мальчуган, гуляя весенним днем по городу, спросит у родителей: а кто такой, этот вице–адмирал? В ответ наверняка услышит историю о сильном человеке, проплывшем когда–то под арктическими льдами. И, быть может, тоже загорится мечтой пройти по тому же пути...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter