История одной фотографии cкульптора Константина Селиханова

Предчувствие

У фотографа Евгения Коктыша есть поразительное качество. Делает вроде бы самые обыкновенные снимки — на выставках, концертах, среди нервной киношной суеты на съемочных площадках, во время театральных репетиций... Выхватывает своей камерой лица и фигуры... Вроде бы и ничего особенного в тех фотографиях. Естественно, что есть колорит времени, соответствующий антураж, даже если долго всматриваться, можно и образ разглядеть. Но проходит лет двадцать‑тридцать — и оказывается, что лицо, выхваченное из толпы, герой той черно‑белой фотографии, сделанной много лет назад, сегодня — фигура. Настоящая персона, человек значительный, яркий. Кто‑то уже народный артист, известный художник, композитор, побеждающий на престижных международных конкурсах, поэт, чьи стихи учат школьники...

Фото Евгения Коктыша

Как фотограф умудряется угадывать будущее и видеть сквозь время, для меня большая загадка.

Вот один из многочисленных примеров подобного предчувствия и интуиции фотографа. На этом черно‑белом снимке, сделанном в 1993 году, молодой скульптор Константин Селиханов. Он что‑то нервно показывает и рассказывает. Через пару лет его попросят освободить мастерскую, в которой сделан этот снимок. Формулировка будет удивительная — профнепригодность скульптора. Странно, да?

Сегодня работы Константина Селиханова выставляются на самых престижных площадках, находятся в постоянной экспозиции национальных художественных музеев Беларуси и Китая, в коллекциях банков, приобретаются как отечественными галереями, так и зарубежными, украшают города. А ведь тогда, четверть века назад, кто знал этого скульптора, кто верил в его талант?

Да, он — представитель знаменитой фамилии. Его дед — народный художник БССР Сергей Селиханов, автор одного из четырех горельефов, украшающих обелиск на площади Победы, и знаменитого монумента в Хатыни.

Но прославленная фамилия не всегда помогает, не всегда является пропуском в сложный мир искусства. Иногда она сильно мешает, сдерживает и тормозит, лишая творца отчаянной смелости. Чтобы пробиться и утвердиться, надо обрести свое лицо, сделать что‑то совершенно не похожее на достижения предшественника.

Константину Селиханову это удается. В этом году его проект «Выход» победил в конкурсе, кстати, анонимно. И будет представлять Беларусь на 58‑й Венецианской биеннале, тема которой звучит так: May you live in interesting times («Можете ли вы жить в интересные времена»).

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter