Предчувствие масштабной войны

Турция готовится к агрессии и пытается изолировать Сирию от ее союзников

Турция готовится к агрессии и пытается изолировать Сирию от ее союзников

Инцидент с захватом Турцией сирийского авиалайнера и конфискацией находившегося на его борту российского электронного оборудования сам по себе вряд ли приведет к войне. Для войны уже были поводы гораздо более серьезные: уничтожение сирийской ПВО турецкого «Фантома» (оба пилота погибли), обстрел (пусть и случайный) сирийской артиллерией турецкой территории (погибли 6 мирных жителей). Однако война не началась. В инциденте с самолетом никто не погиб. Тем не менее ситуация продолжает обостряться.

Конфликт в Сирии, давно переросший в полномасштабную гражданскую войну, продолжается уже полтора года, число жертв превысило 30 тысяч человек. Вопреки ожиданиям Запада, Турции и арабских монархий, режим Асада не только не рухнул, но по-прежнему контролирует собственные ВС и до 80 процентов территории страны. Западные демократы и арабские деспоты, уже сотни раз повторившие, что Асад утратил легитимность и должен немедленно уйти, выглядят все более странно. Однако к реализации ливийского сценария они не готовы по единственной причине – сирийская армия слишком сильна, поэтому интервенты заведомо понесут неприемлемые для себя потери. В связи с этим вся их надежда – на Турцию, имеющую с Сирией протяженную сухопутную границу и обладающую самой большой в НАТО (после США, естественно) и наиболее боеспособной армией. По сути, из всех натовских армий сегодня только турецкая готова к тяжелой затяжной наземной контактной войне против сравнимого по силам противника. Впрочем, и у турок подобная перспектива особого энтузиазма не вызывает. Ведь в этой стране судьба правительства зависит от мнения избирателей, которые могут не понять, ради чего тысячами (если не десятками тысяч) гибнут в Сирии турецкие солдаты и офицеры.

Тем не менее Вашингтон, Брюссель, Эр-Рияд и Доха очень сильно давят на Анкару, да и она сама независимо от давления чрезвычайно активно поддерживает сирийских повстанцев. То есть логика событий ведет Турцию к полномасштабной войне с Сирией. Если такая война начнется, Запад и арабы с удовольствием помогут Анкаре деньгами и оружием, не проливая при этом кровь своих военнослужащих.

В связи с этим Турция явно стремится установить полную блокаду Сирии, чтобы никакое оружие в эту страну не попадало. Это вполне реально, поскольку у Дамаска только два поставщика оружия – Россия и Иран (Китай поддерживает Асада лишь на словах), причем обе эти страны не имеют с Сирией общей границы. Сейчас массированному прессингу подвергается Ирак, через который идут в Сирию поставки иранского оружия. Багдад, зажатый между Сирией и Ираном с запада и востока, Турцией и арабскими монархиями с севера и юга, находится в очень сложном положении, тем более что его военный потенциал сейчас в разы ниже, чем у любого из соседей, а в самой стране имеют место сложнейшие внутренние межнациональные и межконфессиональные противоречия. Из-за этого «воздушный мост» между Тегераном и Дамаском работает с перебоями. Впрочем, Иран объективно не может удовлетворить потребности Сирии в оружии, не настолько силен его ВПК. Поэтому Дамаск надеется в первую очередь на Москву. Соответственно, для Анкары очень важно перерезать коммуникации между Россией и Сирией. Что вполне реально, ведь воздушный коридор между двумя странами проходит именно над Турцией. Это и было продемонстрировано вышеупомянутым перехватом летевшего из Внуково сирийского лайнера турецкими истребителями.

Формально страна имеет право перехватывать находящиеся в ее воздушном пространстве гражданские самолеты, если есть подозрения, что они перевозят незаконный груз. Однако сирийский лайнер не перевозил ничего незаконного. Дело даже не в том, что находившееся на его борту радиолокационное оборудование не является оружием. Дело в том, что Сирия не находится ни под какими международными санкциями, поэтому Россия может поставлять ей что угодно, кроме ракет дальнего радиуса действия и оружия массового поражения.

К сожалению, Москва ведет себя в данном вопросе недостаточно последовательно. В инциденте с самолетом она сначала вообще отрицала наличие на борту военного груза, затем его признала. Не вполне понятно, зачем перевозить такой груз гражданским самолетом. Кроме того, создается впечатление, что Москва стесняется своей помощи Дамаску, хотя имеет на это полное формальное и моральное право. Почему-то Саудовская Аравия, Катар и та же Турция совершенно не стесняются заниматься делом заведомо незаконным – поставками оружия повстанцам, среди которых очень значительную долю составляют исламские радикалы.

Впрочем, Турция уже официально закрыла свое воздушное пространство для сирийских самолетов. Она также может организовать и полную морскую блокаду Сирии: если на суше и в воздухе силы сторон примерно равны, то ВМС Турции имеют подавляющее превосходство над сирийским флотом. В итоге, если Москва захочет помочь Дамаску, у нее останется только один вариант – перевозить оружие на десантных кораблях ВМФ под охраной боевых кораблей. Атака против них была бы равносильна агрессии против России в целом. Рискнет ли Москва пойти на такой решительный шаг? Хотя именно он соответствовал бы поведению великой державы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter