История одной фотографии художника Виктора Марковца

Праздник, который всегда с нами

На большой персональной выставке Виктора Марковца, организованной его вдовой искусствоведом Татьяной Горанской, которая прошла в минувшем году в художественной галерее имени Михаила Савицкого, мне было грустно.

Я ходил от работы к работе, то снимал очки, то опять водружал на нос, чтобы прочесть подписи и улыбнуться. Нет, я не ошибся, именно тогда и написаны эти пейзаж, портрет, картина. Вроде и много лет прошло, а память хранит какие–то детали, фрагменты, голоса, вкус кислого вина, выпитого в старой мастерской художника в Верхнем городе. И запах краски, которой мы подновляли «дыванкi» Язэпа Дроздовича, найденные Виктором Марковцом на чердаках крестьянских хат.

Марковец дал мне банку с черной краской и кисточку, а затем показал, как и где красить. «Толькi не спяшайся, Валодзя, калi ласка! Гэта ж шэдэўры, ты паглядзi толькi, як тут усё намалявана... А кветачкi я сам паднаўлю, тут трэба акуратненька», — почти шептал Виктор и бережно раскрашивал красный цветок. Несколько мазков, и красные лепестки начинали гореть на черном фоне...

Он рассказывал нам, добровольным помощникам, где нашел «дыванок», как уговаривал хозяйку отдать его. И, может быть, это самое важное, восхищался незатейливыми работами Дроздовича так, словно это были бесценные шедевры Возрождения. И про Беларусь — про дороги, леса, мосты и реки — говорил, про цветы и птиц, про людей вспоминал. Но при этом ни разу не сказал, как он все это любит.

Из сотен работ Виктора Марковца у меня есть одна — любимая. Называется этот холст «Праздник в Докшицах». Написана в 1976 году. Вроде бы и ничего особенного: три фигуры на фоне пейзажа — парень со скрипкой и две девушки. Помните знаменитую картину Сандро Боттичелли «Весна»? Да, ту самую, растиражированную, растащенную на фрагменты? Так вот, картина Виктора Марковца на нее очень похожа. Пластикой, гармонией, настроением, образностью и прозрачностью. В этом холсте он смог рассказать про свою малую родину так много и просто, что понятно, картина — про настоящую любовь. К людям, музыке, светлому небу, деревьям, цветам, местечковому пейзажу и многому–многому, что не вместилось на полотне, но присутствует на нем. Небольшой холст стал одним из шедевров современной белорусской живописи. По сути своей он такой же простой, ясный и загадочный, как лучшие коврики Язэпа Дроздовича и Алены Киш. И понятно, почему с такой осторожностью и трепетом кисть Марковца прикасалась к ветхим, выгоревшим на солнце и выцветшим от времени шедеврам художников–примитивистов. Почему он так самоотверженно пытался вернуть их к жизни.

Можно вспомнить и большой супрематический проект — знаменитые «Яйцеквадраты», над которым работал художник Виктор Марковец с поэтом Алесем Рязановым. Но это уже совсем другая тема и иные художественные средства.

На фото Евгения Коктыша художник молод, счастлив и очень похож на героев своей знаменитой картины «Праздник в Докшицах».

ladzimir@источник

Фото Евгения Коктыша
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter