«Формула-1». Гран-при Лас-Вегаса. Праздник и успех вопреки прогнозам

Несмотря на многочисленные скептические прогнозы, которые были по поводу возвращения «Формулы-1» в одно из самых знаковых мест США, непосредственно сама гонка Гран-при Лас-Вегаса прошла замечательно. Такому многообразию событий и борьбы на трассе мог бы позавидовать любой автодром этого сезона. В тройке победителей на подиуме не было малознакомых персонажей: Макс Ферстаппен, Шарль Леклер и Серхио Перес, который завоевал свой первый в карьере титул вице-чемпиона.

Когда в «Либерти Медиа» собирались покупать у Берни Экклстоуна права на «Формулу-1», там наверняка заранее планировали экспансию этого чемпионата на территорию США. И надо сказать, что это им фактически удалось. В этом сезоне «Большие призы» уже в третий раз проводят свой этап в Соединенных Штатах. Майами – в начале мая, Остин – в октябре, и вот теперь под занавес мы увидели в сиянии рекламных и развлекательных строений Лаг-Вегас.

Подвохи трассы

А начиналось все не так уж и гладко. Так и хотелось сказать: «Первый блин комом», когда уже в первой сессии свободных заездов плохо закрепленные люки водосточных колодцев стали головной болью организаторов Гран-при и страшным оружием против пилотов команд. Разбитая машина «Феррари» Карлоса Сайнса была восстановлена достаточно быстро, хотя практически всю ее собирали заново на новом шасси.

Но помимо технических проблем, которые были спровоцированы неподготовленностью трассы и этими самыми люками, были еще и административные сложности. Из-за того что вторую сессию свободных заездов отложили боле, чем на 2 часа, пока проверялось состояние остальных люков, организаторам пришлось принять одно весьма непопулярное решение. Зрителей, несмотря на то что они заплатили огромные по меркам других трасс деньги, вынудили покинуть трибуны автодрома еще до начала заездов. Оказалось, что у сотрудников службы безопасности заканчивалась смена, а по условиям местных американских профсоюзов они не могут работать больше, чем это им предписано.

И если в начале первой сессии приятно радовал глаз вид почти полностью заполненных болельщиками трибун, то по ходу второй сессии их просто вообще не показывали. Трибуны фактически были пусты, как и в худшие времена, пережитые «Формулой-1» в ковидный сезон, едва вообще не похоронивший этот чемпионат.

Сюрпризы квалификации

Эта новая трасса по своим характеристикам воплотила в себе и уличные барьеры Монако, и скоростные участки итальянской Монцы. Круг длиной 6201 метр болиды проезжают со средней скоростью 242 км/ч фактически по уличному асфальту в непосредственной близости от бетонных стен и барьеров из композитных материалов. Потеря концентрации даже на доли секунды здесь дорого обходится. От ошибок трудно уберечься даже опытным гонщикам. Вдобавок к этому еще и ночные условия.

Мне могут возразить некоторые читатели, мол, не с фарами же ездят машины «Формулы-1» во время ночных гонок. Да, освещенность подобных трасс выполнена безукоризненно, но так уж устроено человеческое зрение, что искусственное освещение на большой скорости создает совсем иные условия, нежели естественный свет. А новый асфальт к тому же еще не приобрел нужной абразивности. Многие пилоты жаловались, что им приходится ехать словно по мокрому покрытию на сликах. Скольжение машин на поворотах было заметно даже невооруженным глазом.

Неудивительно, что квалификация преподнесла несколько сюрпризов. Сначала остались в третьем сегменте оба гонщика «МакЛарен», хотя по скоростным характеристикам британские машины могли вполне претендовать на старт в первых рядах. Затем не вышли из второго сегмента «Ред Булл» Серхио Переса и « Мерседес» Льюиса Хэмилтона. Мексиканец стал жертвой тактической ошибки командного мостика австрийской «конюшни», которая, заранее уверовав в успех, просто не выпустила своего пилота на трассу на дополнительную попытку. При этом остальные команды продолжали улучшать время с каждым пройденным кругом. Что до британского чемпиона, то, по его словам, его болид просто не мог ехать в темпе лидирующей группы. Очевидно, настройки, выбранные инженерами Льюиса, скорее подходили к гонке, чем к квалификации. Ведь его напарник Джордж Рассел не только прошел в финальную часть квалификационных заездов, но и занял там довольно высокое 4-е место.

Еще один сюрприз в квалификации имел место из-за несовершенства регламента. Оказалось, что стюарды не могут оставить без наказания Карлоса Сайнса, которому накануне пришлось фактически строить заново всю машину из-за аварии, вызванной плохо закрепленным люком водосточного колодца. Форс-мажорные обстоятельства просто не были прописаны в этом регламенте FIA касательно вынужденной необходимости замены агрегатов машины. В итоге Карлос, показав высокий второй квалификационный результат, потерял десять мест и переместился на стартовой решетке на 12-ю позицию.

Поул достался Шарлю Леклеру, сумевшему почти на полсекунды опередить действующего чемпиона Макса Ферстаппена.

Поскольку из первой десятки выпали обе машины «МакЛарен», «Ред Булл» Серхио Переса и «Мерседес» Льюиса Хэмилтона, то их места заняли другие гонщики. Свято место пусто не бывает. И повезло не самым быстрым из оставшихся потенциальных претендентов. Так, Пьер Гасли на «Альпине» оказался в финальном квалификационном протоколе на 4-й строчке. Что самое удивительное, так это успешное выступление обеих машин «Уильямс». Явные аутсайдеры преподнесли сюрприз. Александр Элбон и Логан Сарджент завоевали право на стартовой решетке в присутствии сотен почетных гостей и американских звезд готовить болиды к гонке на 3-м ряду.

Естественно, что особые надежды местные болельщики возлагали на своего соотечественника Логана Сэрджента. Хотя, по правде говоря, последнее место этого американского пилота в личном зачете с одним зачетным баллом даже для дебютанта сезона не лучший показатель.

Гоночное сумасшествие вместо обещанной рутины

Дебютное выступление на новом автодроме редко совпадает с прогнозами. Но реалии гонки в Лас-Вегасе опередили даже самые оптимистичные предположения. Такого изобилия обгонов, борьбы колесо в колесо, смены позиций, лидеров, прорывов из глубины пелотона в лидирующую группу мы давно не видели. Как коротко любят характеризовать подобные гонки сами пилоты: «Было очень весело!»

На стартовом круге Макс Ферстаппен фактически вынудил Шарля Леклера выехать за пределы трассы в первом повороте и временно перехватил лидерство. Судьи, к удивлению многих, кто уже привык мириться с «ненаказуемостью» голландского чемпиона, выписали Максу штраф в 5 секунд.

Но больше всего удивили испанцы. Двукратный чемпион Фернандо Алонсо не смог удержаться на траектории в том же первом повороте, и его машину развернуло, вызвав цепочку легких столкновений и потерь позиций конкурентами. А Карлос Сайнс в этом же месте откровенно ударил своей «Феррари» машину Льюиса Хэмилтона, испортив тому начало гонки. Оба остались без наказания.

В результате коллизий пострадавшим от них Пересу, Хэмилтону и самому Сайнсу пришлось затем прорываться вперед. И каждый обгонный маневр был положительным аргументом в зрелищности этой гонки. Фактически борьба за позиции велась на всех уровнях.

Добавила интриги и авария Ландо Норриса. «МакЛарен» британского пилота наскочил на кочку, его отбросило в защитный барьер, а уже потом со сломанной подвеской вынесло в отбойники. Прихрамывающего гонщика увезли в медцентр, откуда пришло сообщение, что видимого ущерба здоровью Ландо обнаружено не было.

Машина безопасности, ре-старт, множество обгонов, неравномерный износ шин, разная тактика пит-столов – все это ни на секунду не расслабляло внимания тех, кто наблюдал за событиями. Будь то в пресс-центре у мониторов, на трибунах автодрома или в уютных домашних условиях перед экранами телевизоров.

Рассел или Ферстаппен – кто виноват?   

На середине дистанции Макс Ферстаппен при попытке обгона Джорджа Рассела все в том же повороте, что и в случае с Шарлем Леклером, снова создал инцидент. Только в этот раз голландский чемпион был не впереди соперника, как на первом круге, а позади. И за счет позднего торможения пилот «Ред Булл» сумел просунуть нос своего болида на внутренний радиус траектории. Британский же гонщик, будучи впереди, просто ехал по заранее намеченной траектории, даже не задумываясь, что Ферстаппен решится на подобный маневр. Но надо знать Макса. Он не упустит ни малейшего шанса, если таковой предоставится, чтобы попытаться обойти соперника.

В результате машины столкнулись, и для очистки трассы от обломков пришлось даже выпускать на несколько кругов машину безопасности. Странным образом судьи наказали пилота «Мерседес», посчитав, что тот должен был совершать свой поворот, оставляя место для маневра сопернику. Меня, честно говоря, удивил такой подход в оценке этого инцидента и определении виновного. По всей видимости, судьи решили, что дважды в одной гонке наказывать действующего чемпиона будет предвзятостью. Вот и решили на этот раз наказать другого. Осмелюсь предположить, что будь на месте Рассела сам Макс, никто бы не стал его наказывать. Скорее получил бы штраф тот гонщик, который спровоцировал столкновение, то есть находящийся на полкорпуса машины сзади.

Шарль Леклер – герой Лас-Вегаса

Появление сэйфти-кара, который собрал всех пилотов за собой, нивелировав все отставания и преимущества, дало пищу новому сюжету. Если обоих пилотов «Ред Булл» команда позвала в боксы для замены шин, то в «Феррари» решили оставить своего лидера на трассе. Таким образом, на вторую половину дистанции у Шарля Леклера были в распоряжении шины, которые прошли на пять кругов больше, чем у соперников. Но зато, по мнению командного мостика итальянской скудерии, их подопечный сохранил лидирующее положение.

Некоторым из моих коллег в тот момент показалось, что в «Феррари» очередной раз допустили тактическую ошибку, подставив своего пилота. Ни у кого не вызывало сомнений, что Ферстаппен на своем быстром «Ред Булл» на новых шинах без особого труда разберется со своим главным конкурентом в этот день. Но оказалось, что и в решении итальянцев был свой резон.

Борьба тройки лидеров принесла еще одну большую дозу адреналина тем, кто за ней наблюдал. После ре-старта Шарль Леклер на несколько кругов еще сохранял свое лидерство, но затем Серхио Перес его сумел опередить. Благо, что автодром Лас-Вегаса имеет сочетание быстрых прямых, коварных поворотов и нескольких зон DRS, позволяющих задействовать подвижное крыло и получать некоторое преимущество в скорости. Через пять кругов пилот «Феррари» вернул себе позицию.

К этому времени Макс Ферстаппен догнал эту пару и попросил команду дать ему без боя пройти напарника. Отметим, что Серхио Перес в Лаг-Вегасе был просто неузнаваем. После стартовых коллизий он откатился в самый конец пелотона, но удачное стечение обстоятельств и выездов машины безопасности помогло ему вернуться в борьбу за подиум и даже за победу. Мексиканец всегда был хорош именно на городских трассах, словно близость бетонных стен и домов помогала ему, хотя мешала другим пилотам. Перес не стал противиться просьбе команды.

Получив зеленый свет, Ферстаппен сумел настичь Леклера и обогнать его. На этот раз чисто, без выталкивания за пределы трассы. А шесть кругов спустя Шарль ошибся при прохождении одного из поворотов в конце быстрой прямой, и этим тут же воспользовался Серхио Перес. Казалось, что за 40 км до финиша этой сложной 300-километровой дистанции уже ничто не сможет помешать «Ред Булл» завоевать на дебютной гонке в Лаг-Вегасе победный дубль. Но с этим, оказывается, совсем не был согласен Шарль Леклер. Побив все немыслимые рекорды по количеству поулов, так и не реализованных в победы, пилот «Феррари» любой ценой решил по максимуму отыграть сложившуюся ситуацию. Если и не победа, то хоть второе место вместо третьего.

На последнем круге Леклеру удалось провести неожиданный обгонный маневр, застав Серхио Переса врасплох. И финишную черту Шарль пересек впереди мексиканца. Но еще до этого своего подвига голосованием зрителей пилот итальянской скудерии получил звание гонщика дня, став настоящим героем Лас-Вегаса.

Макс Ферстаппен одержал свою 18-ю победу в сезоне и 53-ю в карьере, войдя в тройку самых успешных гонщиков мира. Напомним, что «Ред Булл» впервые в своей истории в этом сезоне сумел по максимуму выиграть все в чемпионате, его пилоты выиграли чемпионский и вице-чемпионский титулы, а также Кубок конструкторов.

5-секундный штраф, наложенный стюардами на Джорджа Рассела, отбросил пилота «Мерседес» с его 4-й финишной позиции на 8-ю. Таким образом, он пропустил вперед в итоговом протоколе Эстебана Окона («Альпине»), Лэнса Стролла («Астон Мартин»), Карлоса Сайнса («Феррари») и своего напарника Льюиса Хэмилтона.

Замкнули зачетную десятку по результатам Гран-при Фернандо Алонсо и Оскар Пиастри, сумевший на своем болиде «МакЛарен» не только поразить зрителей ярким выступлением, но и заработать дополнительный балл за самый быстрый круг в гонке.

Завершающий этап чемпионата «Формулы-1» состоится уже через несколько дней в Абу-Даби, где в ближайшее воскресенье пройдет финал Гран-при сезона.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter