“Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? — вопрошает Псалмопевец и отвечает: — Чашу спасения прииму и имя Господне призову”. (Пс. 115:3—4).
Принять с благодарностью то, что подает нам Господь, — вот наш труд, и наш подвиг, и наша миссия. Отличие благодарного человека — способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь. Этот дар может внезапно настичь человека, и он, как будто обретая зрение, начинает видеть вещи, которых до того не замечал. Поэтому благодарность лежит в основе и религии, и любви, и творчества. Только благодарный человек способен к подлинной радости. И наоборот, если этой радости нет в жизни, значит, причина тому — неспособность к благодарению, невосприимчивость к любви Другого.
Святитель Григорий Богослов пишет: “Мы получили бытие, чтобы благоденствовать”. Другими словами, мы живем, чтобы жить и получать от этого радость. Господь создал человека, чтобы человек получал радость от того, что делает. Не удовольствие, а радость. Удовольствие сопряжено с эгоизмом, радость — с благодарностью. Тогда не будет дерзостью сказать, что радость и есть смысл жизни, и даже радость и есть жизнь.
То, что максимально противостояло жизни — смерть, — побеждено Воскресением Христовым, и потому радость Евхаристии, радость Жизни есть радость Пасхи. Радость Пасхи — радость восстановленного, исцеленного и цельного человека, радость бессмертия, бессмертия всего человека, а значит, и радость тела.
Пасха возвращает нам радость тела. Она есть у детей. Когда мы видим, как танцуют дети, как они бегают, дурачатся, — это радость тела, присущая только детям, далеким от парения похоти. Пасха возвращает нас в детство, а значит, самому Источнику Жизни, изобильному и неиссякаемому.
Только во Христе мы способны приобщиться к подлинной радости. И эта радость все человеческое преображает и исцеляет, наделяет подлинным цветом и звучанием. Поэтому только христиане способны чисто и светло радоваться простым человеческим радостям. В отеческих книгах их называют “утешениями”.
Принятое с благодарностью и благодарением доставляет подлинную радость — радость уютного дома, теплой постели, радость конфет, хорошей книги, удобной одежды и т. д. Подлинная радость освобождает от рабства вещам и дарит вещи, освобождает от страха и учит радоваться Богу с трепетом (Пс. 2:11), освобождает от страстей и возвращает радость быть человеком.
Бесценный и живительный дар Евхаристии, “ложечка Жизни”, как говорят дети, доступен нам благодаря подвигу Богочеловека. Бог-Слово приходит на Землю, принимает в Свою Ипостась всю полноту человечности — вочеловечивается, исцеляет человека в Самом Себе, становится родоначальником нового, живого человечества и ветхого человека — трупоносца — насыщает Жизнью, приобщая его к исцеленному и обоженному человечеству.
Это не просто повод для радости и благодарности, это и есть Радость в ее чистом виде. И сегодня мы принимаем эти дары Человеколюбца и всем своим существом, душой и телом, сердцем и помышлением благодарственно славим Того, Кто для нас есть истинное желание и неизреченное веселие и Кого ныне поет вся тварь. Аминь.
Архимандрит Савва Мажуко