Правовые скрижали стальной магистрали

Транспортный прокурор назвал самые опасные станции метро

На вопросы корреспондента «Р» отвечает Белорусский транспортный прокурор Анатолий ДУДКИН

— Газета «Рэспублiка» постоянно анализирует на своих страницах динамику травматизма на железной дороге — в зоне повышенной опасности. Какая ситуация складывается, Анатолий Константинович, в настоящее время?

— Белорусская транспортная прокуратура, ведя работу в данном направлении, делает упор на проведение профилактических мероприятий, активную разъяснительную работу. Своевременное выявление и удаление с вокзалов и станций людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, проведение совместных рейдов для установления фактов нахождения граждан на железнодорожных путях в неустановленных местах, привлечение нарушителей к административной ответственности позволили закрепить тенденцию сокращения числа пострадавших на железной дороге. Такой комплексный подход, исполнение требований прокуратуры сотрудниками органов внутренних дел и работниками соответствующих организаций железной дороги дали положительные результаты.

Об эффективности принимаемых мер свидетельствует снижение общего числа травмированных на железной дороге граждан на протяжении последних лет. В этом году общее число пострадавших снизилось на 6,5 %. На 16,7 % меньше погибло на объектах железнодорожного транспорта людей. Почти на 15 % меньше пострадавших находилось в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения.

Эти цифры не могут не радовать. Но в то же время нам никак нельзя почивать на лаврах. Высок уровень травматизма граждан по Минскому транспортному региону, и в этом году наблюдается тенденция к росту. Так, за пять месяцев нынешнего года зафиксировано 42 факта травмирования, а за аналогичный период прошлого года было зарегистрировано только 30. В основном несчастные случаи с людьми происходят на отдельных станциях и остановочных пунктах в местах большого скопления пассажиров.

Требование прокуратуры остается неизменным: на станциях и остановочных пунктах, где практически всегда находятся работники железной дороги, должна наиболее активно вестись профилактическая работа. Для этого надо использовать различные формы: и устные беседы, и привлечение граждан к установленной законом ответственности за проход по железнодорожным путям в неустановленном месте.

Вынужден констатировать: начальники станций, вокзалов, дистанций пути, должностные лица военизированной охраны железной дороги все еще недостаточно активно и полно пользуются предоставленным им правом на привлечение граждан к административной ответственности. Это, безусловно, негативно сказывается на общем состоянии профилактической работы.

— Но в целом криминогенная обстановка в транспортной системе страны в последнее время достаточно стабильная…

— Действительно, реализованные совместно с органами внутренних дел и транспортными предприятиями и организациями мероприятия способствовали укреплению законности и улучшению криминогенной обстановки. Количество преступлений, совершенных на объектах транспорта, уменьшилось за пять месяцев нынешнего года на 12,36 % и составило 411. Почти на 10 % меньше совершено краж, наиболее характерного для транспорта вида преступлений, — 184. Не зарегистрировано убийств и разбоев.

Организованная профилактическая работа по предупреждению хулиганств на объектах транспорта позволила добиться практически во всех транспортных регионах снижения хулиганских проявлений. Так, в прошедшем году правоохранительными органами на транспорте на 18,6 % меньше зарегистрировано заявлений и сообщений о совершенных хулиганствах, чем в 2011-м. По итогам пяти месяцев этого года ситуация с хулиганскими проявлениями также стабилизировалась.

— Бывая на объектах железнодорожного транспорта, то и дело замечаешь камеры видеонаблюдения, другие технические средства. Они также способствуют укреплению правопорядка?

— Применение технических средств на вокзалах и станциях оказывает значительное влияние на улучшение оперативной обстановки на железнодорожном транспорте, снижение числа тех же хулиганств. Камеры видеонаблюдения широко используются как для осуществления контроля за пассажиропотоком и состоянием общественного порядка, так и в целях раскрытия преступлений.

Но не только технические новшества дали эффект. Существенную роль сыграло и перераспределение нарядов патрульно-постовой службы на более криминогенные участки. Принятые меры позволили снизить число не только уголовно наказуемых хулиганств, но и хулиганств административного характера, ответственность за которые предусмотрена ст. 17.1 КоАП Республики Беларусь. В минувшем году на 29 % меньше рассмотрено протоколов и вступило в законную силу решений о привлечении к административной ответственности 968 лиц. В нынешнем году на 11 % меньше граждан привлечено к административной ответственности.

Правда, произошел рост хулиганств, совершенных в метро. Причем и раскрыто только 57 % преступлений такого рода. Наиболее криминогенными станциями метрополитена являются «Каменная Горка», «Купаловская» и «Площадь Победы».

— В последние месяцы в результате введения в эксплуатацию трех новых станций значительно увеличился пассажиропоток в Минском метрополитене. Интенсивнее стало движение поездов, больше людей стали пользоваться подземкой. Складывается впечатление, что чуть ли не все население Минска пользуется метро. Естественно, возникла потребность уделять больше внимания поддержанию правопорядка в метрополитене. Это тем более актуально после теракта на станции «Октябрьская». Но важно и вовремя пресекать хулиганские выходки на перронах станций, в вагонах поездов…

— Сотрудники УВД по охране Минского метрополитена, обеспечивающие охрану общественного порядка, рассредоточены около автоматических контрольно-пропускных пунктов. В такой ситуации прилегающая к станциям территория, где в основном и совершаются хулиганства, остается без соответствующего контроля сотрудников УВД.

К сожалению, УВД по охране Минского метрополитена в данной ситуации не оказало достаточного влияния на профилактику хулиганских действий на объектах столичной подземки. Снизилось количество принятых мер административного воздействия к правонарушителям. Если в 2012 году по сравнению с 2011-м за мелкое хулиганство было составлено на 9,2 % протоколов больше, за распитие алкогольных и слабоалкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде — на 16 % больше, то в текущем году количество составленных административных протоколов за мелкое хулиганство уменьшилось на 43 %, а за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения — уменьшилось на 47 %. То есть этот достаточно эффективный рычаг воздействия используется не лучшим образом.

— Пьянство — бич, который прижился повсеместно, в том числе и на транспорте.

— Лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, совершается около трети всех преступлений на транспортных объектах. В 2012 году совершено этой категорией лиц почти 35 % преступлений. И 78 % хулиганств приходится на тех, кто также находился в состоянии алкогольного опьянения. За 5 месяцев 2013 года пьяные совершили треть всех преступлений и 85,7 % хулиганств.

Белорусской транспортной прокуратурой в настоящее время изучаются вопросы реализации объектами торговли алкогольных напитков на вокзалах и станциях, будут внесены предложения о целесообразности и упорядочении данного вида деятельности. Кроме того, транспортным прокурорам необходимо своевременно, еще на стадии расследования и при направлении уголовных дел в суд, давать оценку профилактическим мерам, принятым сотрудниками органов внутренних дел и работниками транспортных организаций в отношении лиц, находившихся в состоянии опьянения. Требуется анализ: насколько своевременно и результативно были удалены с транспортных объектов обвиняемые и потерпевшие лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения? Руководству отделений Белорусской железной дороги необходимо продолжить начатую работу по оснащению объектов транспорта средствами видеонаблюдения и установке видеорегистраторов на подвижных составах. Это позволит повысить эффективность предупреждения правонарушений и преступлений.

— Планируется, что интервью с вами, Анатолий Константинович, увидит свет 26 июня — в День работников прокуратуры. Поэтому мы искренне поздравляем вас и других юристов, посвятивших себя служению закону, с профессиональным праздником. Что лично вы пожелали бы коллегам?

 Несмотря ни на какие обстоятельства и препоны, достойно нести звание защитника закона, повышать престиж прокуратуры. С праздником!

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter