Законодательство нашей страны ждут серьезные концептуальные изменения

Правосудие, открытое для всех

Законодательство нашей страны ждут серьезные концептуальные изменения...

Законодательство нашей страны ждут серьезные концептуальные изменения. Они коснутся сфер уголовного, административного, хозяйственного, процессуального, исполнительного права: перемены затронут более сотни статей соответствующих кодексов. Суть новаций, с одной стороны — в дальнейшей гуманизации правосудия. Она касается, разумеется, лишь преступлений, не представляющих серьезной общественной опасности. С другой — в его детализации: ответственности подлежат деяния, за которые сейчас по тем или иным причинам не наказывают.


Проект соответствующего закона поступил в Парламент относительно недавно, в конце августа: законодатели лишь в самом начале работы. К первому чтению проект будет готов в лучшем случае к концу осенней сессии. Весь же цикл — до процедуры подписания Президентом, опубликования и вступления в законную силу — потребует, по крайней мере, года. Ясно, что некоторые статьи в процессе законотворчества претерпят серьезные изменения.


Тем не менее председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Людмила Михалькова специально собрала журналистов, чтобы разъяснить некоторые самые серьезные новации. При этом призвала прессу к сотрудничеству и подчеркнула, с какой целью: законодатели ждут обратной связи от общества, оценок и мнений не только профессионалов, но и простых граждан. О серьезности изменений говорят некоторые из приведенных Л.Михальковой примеров.


В уголовное право впервые вводится институт досудебного соглашения о сотрудничестве. Что это значит? Предположим, совершено групповое убийство. Если один из преступников заключает подобное соглашение, закон гарантирует ему неприменение исключительной меры наказания. При этом и обвиняемый берет на себя обязательства, главное из которых — активная помощь следствию в изобличении соучастников, других членов банды. Новация, как ожидается, позволит улучшить оперативность следственных действий, облегчит возмещение ущерба потерпевшим и в целом упростит уголовное судопроизводство, сделает его более эффективным и... экономичным.


Меняется квалификация такого понятия, как особо опасный рецидивист. Сейчас, чтобы признать преступника таковым, нужно чтобы он дважды осуждался за особо тяжкие преступления. Людмила Михалькова, в прошлом судья с огромным практическим опытом, раскрыла смысл новации. Матерые бандиты, которые никогда не исправятся, оказываются в колонии строгого режима рядом с теми, кто совершил преступление впервые, и... влияют на них крайне пагубно. Им самое место — на «зоне» для особо опасных рецидивистов в Глубоком. Где, между прочим, на данный момент содержатся менее тридцати практически неисправимых осужденных, а места хватит на тысячу. Задача не в том, чтобы ее заполнить, а в том, чтобы отделить закоренелых, матерых уголовников от тех, кто имеет шанс остаться человеком.


Кое–что меняется в понятии «отсрочка исполнения наказания» (осужденных планируется направлять на общественно–полезные работы), многое — в институте условно–досрочного освобождения. Свое исправление осужденный, в частности, должен будет доказать трудоустройством. Предполагается смягчение наказания за преступления против собственности, при этом ужесточаются санкции в виде штрафов, верхний предел которых увеличивается до 6 тысяч базовых величин!


Наказание для педофилов станет вдвое строже: до 10 лет. Реальные сроки предусматриваются, например, для организаторов финансовых пирамид и лжепредпринимателей. Если кто–то, к примеру, зарегистрировал подставную фирму на паспорт студента или инвалида, то это уже — состав преступления. Сутенера, организатора притона удастся привлечь к суду, даже если в получении денег от девиц он не уличен. Зато директора и руководители получат большую свободу действий без страха нарушить закон: в право вводится понятие экономического риска.


Новаций слишком много, чтобы все перечислить. Людмила Михалькова обещала вновь собрать журналистов, когда проект будет готов к первому чтению: общество должно следить за процессом, отчасти в нем участвовать. В этом, помимо просветительского, есть и оздоравливающий эффект, на который Л.Михалькова обратила внимание. Конфисковать машины у пьяных водителей можно с 24 октября. Но серьезная информационная кампания уже позволила за последний месяц снизить число нетрезвых водителей на 40 процентов.

 

Советская Белоруссия №205 (24342). Среда, 30 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter