Сбежавших преступников смогут привлекать к ответственности

Правосудие без границ

Глава государства подписал Закон «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь». Документ предусматривает введение специального производства, которое коснется тех, кто скрывается от справедливого возмездия. В центре внимания — дела о терроризме, геноциде, наемничестве, измене государству, диверсиях, создании экстремистского формирования, массовых беспорядках, призывах к санкциям.

Открыто, доступно, справедливо

В стране поэтапно проводится судебно-правовая реформа. Изменения Уголовно-процессуального кодекса лишь часть ее, но очень важная. О принципиальных новациях рассказал заместитель Председателя Верховного Суда Сергей Кондратьев, выделяя три ключевые линии:

— Первая посвящена завершению реформирования апелляционного производства по проверке всех не вступивших в законную силу судебных решений. Это означает предоставление возможности обжалования в апелляционном порядке и приговоров, которые выносятся Верховным Судом, действующим в качестве суда первой инстанции.

По словам Сергея Кондратьева, ранее приговоры, постановленные Верховным Судом, вступали в законную силу после их провозглашения и дальнейшему обжалованию в апелляционном порядке не подлежали. А теперь возможность обжалования в апелляционном порядке приговоров Верховного Суда полностью соответствует статье 115 Конституции Республики Беларусь, которая не содержит никаких ограничений в праве на судебное обжалование.

Вторая часть изменений посвящена проверке уже вступивших в законную силу приговоров.

— Кроме уже существующей стадии апелляционного пересмотра судебных решений вводится новый институт проверки — кассационное производство, — подчеркнул заместитель Председателя Верховного Суда.

Третья часть посвящена введению института специального производства в отношении граждан, совершивших преступления и находящихся за пределами Беларуси, отметил Сергей Кондратьев:

— Уголовно-процессуальный кодекс дополнен отдельной главой, которая закрепляет заочный порядок проведения предварительного расследования и судебного разбирательства при отсутствии обвиняемого по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества, против государства, военных преступлениях.

Есть причина — будет следствие

Заочное разбирательство и вынесение приговора в уголовном делопроизводстве имеет место во многих странах мира. Такую возможность предусматривает законодательство ряда европейских стран (например, Германии, Франции, Нидерландов). В Японии допускается проведение производства по уголовному делу в сокращенном порядке вообще без проведения судебного заседания.

А что же у нас?

— Законодатель предоставил органам уголовного преследования возможность возбуждать уголовные дела, а судам — рассматривать и привлекать к уголовной ответственности лиц, которые находятся на территории иностранного государства и уклоняются от явки в суд, а иностранное государство, в котором гражданин находится, отказывает в выдаче обвиняемого либо не дает согласие в течение шести месяцев с момента направления Генеральной прокуратурой органу иностранного государства просьбы о выдаче такого лица для осуществления уголовного преследования, — поясняет Сергей Кондратьев.

Суть принятых нововведений состоит в том, чтобы обеспечить неотвратимость уголовной ответственности.

— Возможность осуществления специального производства предусматривается по 34 составам уголовных преступлений, влекущих угрозу национальной без­опасности и относящихся преимущественно к категории тяжких и особо тяжких преступлений, — заключил заместитель Председателя Верховного Суда.

Немаловажно, что на обвиняемых, в отношении которых судебное разбирательство проводится в порядке специального производства, могут быть наложены имущественные взыскания, связанные с возмещением вреда, причиненного преступлением, в том числе путем применения специальной конфискации.

Изменения актуальны, своевременны и, главное, в полной мере отвечают национальным интересам. Работая над проектом закона, белорусские парламентарии учли то, что в 2020 году значительное количество преступлений в стране было совершено против мира, безопасности и в целом государства. При этом виновные бежали за границу — туда, откуда получали указания и финансовое вознаграждение за содеянное. Запросы прокуратуры на экстрадицию преступников либо отвергались, либо просто игнорировались. У многих из тех, кто преступил закон, появилась надежда на то, что со временем все забудется и они смогут спокойно вернуться домой. Но теперь очевидно: справедливого наказания избежать не удастся.

Марина Ленчевская, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей:

— Граждане Республики Беларусь должны чувствовать себя защищенными, преступники должны понимать, что наказание неотвратимо. Немаловажно, что в случае возможности проведения заочного судопроизводства государство сможет компенсировать ущерб, нанесенный преступными действиями соответствующих лиц. Помимо этого, еще одно, на мой взгляд, серьезное изменение внесено в УПК. Кроме апелляционного появляется возможность кассационного обжалования. Это дает нашим гражданам еще дополнительную возможность оспорить решение суда, если они с таковым не согласны, что является тоже достаточно оптимистичным изменением УПК и введено непосредственно в интересах граждан нашей страны.

А КАК У НИХ

Широкое применение заочные приговоры получили в США. Так, американцы ведут около десяти лет уголовное преследование журналиста Джулиана Ассанжа, находящегося в Великобритании. Его обвиняют в незаконном получении и пуб­ликации секретных данных. В Штатах ему грозит до 175 лет тюремного заключения. Еще один пример — бывший сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден, которого американский суд обвиняет в шпионаже и похищении государственной собственности. За это на родине ему грозит до 30 лет тюрьмы и даже смертная казнь.

  kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter