Православные празднуют Вход Господень в Иерусалим

В народе праздник Входа Господня в Иерусалим называют «Вербное Воскресенье». Православные христиане спешат в церковь с веточками вербы. Через неделю – Пасха и радостное предчувствие разливается вокруг… Каков же исторический смысл праздника?

Иллюстрация с сайта azbyka.ru

Евангельскую историю, которой почти две тысячи лет, напоминает сайт azbyka.ru. Ранняя весна 30 г. от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что он явит божественную силу, римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой…

«Фарисеи и первосвященники были люди земного склада души: корысть, плотоугодие, гордыня, вообще земные идеалы, – вот была их жизнь. Господь же учит отречению от земли и – любви к Небесному. Иудеи зло видят в политической несвободе. Господь же – во грехе и отце греха – дьяволе», – так пишет в своих размышлениях митрополит Вениамин (Федченков). – «Иудеи – буква. Христос – дух».

…Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!».

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем его с ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия.

В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот.

«Какая же радость здесь? И в чем символ торжества? Зелень есть знак жизни, победы жизни над смертью. Зимой все точно умерло. Голо, закостенело, уныло… Вдруг пробиваются почки… Появляется душистая шишечка… Вербы… И мы уже рады: оживает, оживает… А когда появляются первые клейкие листочки, мы радуемся так, точно и сами оживаем с ними… Душа радуется. Вот первый смысл ветвей: радость. А второй смысл: слава» – пишет митрополит Вениамин (Федченков).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter