Православие – мост в диалоге цивилизаций

На XX, юбилейном заседании Генеральной ассамблеи Межпарламентской ассамблеи Православия, проходившей недавно в Афинах, корреспондентам «СВ» удалось пообщаться с делегатами и православными священнослужителями со всех концов света, с тем чтобы попытаться выяснить, что такое современное Православие в демократическом мире.

На XX, юбилейном заседании Генеральной ассамблеи Межпарламентской ассамблеи Православия, проходившей недавно в Афинах, корреспондентам «СВ» удалось пообщаться с делегатами и православными священнослужителями со всех концов света, с тем чтобы попытаться выяснить, что такое современное Православие в демократическом мире.

Межпарламентская ассамблея Православия (МАП) – это авторитетная организация, которая в течение 20 лет занимается защитой прав и интересов православных по всему миру, сводя вместе священнослужителей и политиков.

В этом году сессия МАП была посвящена теме «Парламентская демократия – Христианство – Православие: ценности и смыслы». Участники прибыли из 29 различных государств мира. Русскую православную церковь на мероприятии представлял наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва, который огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам форума. С приветствием от имени Председателя Государственной Думы РФ Сергея Нарышкина выступил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. 

На мероприятии присутствовали депутатские группы не только из России, Беларуси и Украины, но и многих европейских стран, Австралии, США, ряда стран Азии и Африки. Например, Отец Кондофра М. Джордж  приехал на форум из Индии. Он представляет Сирийскую православную церковь из Маланкары.

– Христианские, особенно православные ценности могут стать отличным мостом в диалоге цивилизаций, – говорит он. – Мы почитаем те же человеческие ценности: любовь, дружбу, гуманность, умение договариваться. Мы все вместе в этом большом мире.

Неслучайно идея такой организации, как МАП, возникла именно на греческой земле.

Греция считается колыбелью демократии и сердцем православного мира. Столица Греции город Афины – один из древнейших городов мира, здесь усилиями философов родился сам термин «народовластие».

Христианство возникло в Греции уже в середине I века, когда на землю Эллады прибыл с проповедью апостол Павел. Конституция Греции признает православие ведущей религией государства.

Греция одной из первых и наиболее сильно пострадала от мирового финансового кризиса. Но факт проведения юбилейной, 20-й Международной ассамблеи Православия именно на греческой земле показывает, что, несмотря на экономический кризис, Греция остается активно вовлеченной в политическую и духовную жизнь Европы и мира.

По мнению президента Международного фонда единства православных народов, профессора Валерия Алексеева, сегодняшнее господство в мире либеральных ценностей ведет к моральному упадку.

Действительно, совместима ли либеральная демократия с христианством? Демократия провозглашает как высшую ценность достоинство и права человека, а христиане больше говорят о недостатках и несовершенствах человека, о его обязанностях и долге по отношению к ближнему и Богу.

Хороший ответ на этот вопрос нам дал Гассан Мухейбер – член парламентской делегации в МАП от Ливана:

– Идеалы свободы – это часть христианства как религии, люди порой об этом даже не задумываются. Христианские миссионеры защищают те же права человека, которые защищает демократическое государство. В каждой религии есть свои фанатики и экстремисты. Но по своей сути религия неагрессивна. Мудрым же политиком мы называем того, кто руководствуется христианскими, общечеловеческими идеалами, только такие политики способны изменить мир к лучшему.

С этой позицией соглашается и отец Кондофра М. Джордж:

– Мы с политиками-демократами объединены общей целью: необходимостью нести идеалы свободы и справедливости. Мы работаем вместе, чтобы изменить жизнь общества, истребить бедность, голод, несправедливость, угнетения.

Несмотря на то что за окном XXI век, достигнут небывалый прогресс в научно-технической сфере, религиозные противоречия (нередко вместе с национальными) являются одной из основных причин многих современных конфликтов в мире.

На заседании Генеральной ассамблеи МАП представитель Канады, гость-наблюдатель Джим Карияннис выступил с критикой организации, обвинив ее в бездействии и нежелании активно вмешаться в политическую жизнь, защищая интересы православных, затронутые в результате громких межрелигиозных конфликтов последнего времени.

– Я много перемещался по миру, отстаивая свободу вероисповедания. Я видел разрушенные церкви на севере Кипра. То же самое на востоке Турции. Я пытался привлечь внимание коллег из ЮНЕСКО к этой теме, к происходящему разрушению объектов культуры и святынь. Мы дважды встретились с официальными представителями ЮНЕСКО, собрали необходимые подписи. Мне кажется, Межпарламентской ассамблее Православия стоит сделать следующий шаг в решении этой  проблемы, способствовать принятию политических санкций. Особенно когда речь идет о попрании свобод вероисповедания, свободы массовой  информации, прав человека.

Многие из докладчиков с трибуны МАП напоминали о миролюбивой и миссионерской природе христианства, призывающего к долготерпению, прощению и любви, даже к представителям другой веры.

– Мы сегодня не можем навязать всему миру христианство, – считает  протоиерей Игорь Собко. – Мы можем его проповедовать, а принять или не принять – это дело человека. Апостол Павел говорил, что Господь будет судить человека по совести, если он не был в истинной вере. Мы не являемся теми, кто судит. Мы проповедуем, мы свидетельствуем, мы общаемся. И все традиционные конфессии всегда ведут диалог о том, что мы можем сообща привнести в мировое общество. Конечно, время требует переосмыслить форму проповеди, переосмыслить подходы, чтобы говорить с человеком на его языке.

По статистике, в России около 80 процентов людей считают себя православными, при этом лишь немногие из них читали Библию, ходят в церковь и имеют более-менее детальное представление о православной традиции. Парадоксальным результатом недавнего опроса стало то, что около трети россиян, считающих себя православными, согласны с утверждением, что Бога нет. Чем грозит такая ситуация? Давайте представим, что какой-то религиозный деятель, обладающий авторитетом, утверждает, что для защиты традиционных христианских ценностей человек не должен останавливаться ни перед чем, даже убийством. Не воспримет ли несведущий человек, считающий себя православным, эти слова, как руководство к действию, противоречащему самому духу христианства? Хотелось бы, чтобы люди не просто называли себя православными, но и почаще задумывались, что это значит. Тогда не только богословы и православные парламентарии, но и все верующие смогут принять деятельное участие в судьбе православного мира.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter