Правоохранительная стратегия.

Успешная борьба с угрозами национальным интересам и безопасности наших стран во многом зависит от умения законодателей cоздать правовую базу для этого.

Успешная борьба с угрозами национальным интересам и безопасности наших стран во многом зависит от умения законодателей cоздать правовую базу для этого.

Анатолий ВАНЬКОВИЧ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по национальной безопасности:

– В мировом сообществе в  последнее время все более обостряются противоречия и накапливаются проблемы. Оно вынуждено искать пути противодействия современным вызовам и угрозам безопасности. Но более всего Союзному государству угрожает трансграничная и транснациональная преступность, которая сегодня становится все более организованной.

Важно подчеркнуть, что успешная борьба с угрозами национальным интересам и безопасности наших стран и народов во многом зависит от умения законодателей создать для этой борьбы соответствующую правовую базу как на национальном, так и на региональном и общемировом уровне.

Если говорить о вкладе Республики Беларусь и Российской Федерации в дело всемирной борьбы с международным терроризмом как наиболее опасным и уродливым явлением, то надо отметить, что Россия и Беларусь являются участниками всех 12 ранее принятых универсальных конвенций ООН и протоколов о борьбе с различными проявлениями терроризма на суше, на море и в воздухе. Беларусь и Россия в числе первых  ратифицировали Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма.

За последние годы парламентами Беларуси и России приняты поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы; внесены изменения в закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» и принят федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму», нацеленные на усиление ответственности за деяния, направленные против человека и общественной безопасности. Во исполнение обязательств по Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма приняты соответствующие законы, посредством которых внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов по данным вопросам.

В наших странах приняты серьезные законодательные решения, направленные на усиление ответственности за изготовление и сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Что касается борьбы с незаконной миграцией, то необходимо  отметить, что Республика Беларусь имеет тесную экономическую и трансграничную связь со странами Европейского союза – Латвией, Литвой, Польшей. Используя это обстоятельство, а также транзитный потенциал Беларуси, преступные дельцы налаживают каналы переправки в Европу нелегальных мигрантов из стран Азии. Кроме того, под разными предлогами осуществляются поставки за рубеж девушек и молодых женщин из Беларуси, России, Украины для сексуальной и иной эксплуатации. Поэтому создание эффективной системы мер по противодействию торговле людьми, а также по защите жизни, здоровья, свободы и иных конституционных прав граждан Республики Беларусь является важным направлением законотворческой деятельности. В этих целях принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за торговлю людьми и иные связанные с ней правонарушения». В нем, в частности, ужесточены санкции за различные преступления сексуального характера, включая содержание притонов, сводничество и сутенерство, вовлечение в занятие проституцией и создание условий для занятия ею, вербовку людей для сексуальной эксплуатации.

В наших государствах законодательно введены новые требования к деятельности различных организаций и фирм, осуществляющих трудоустройство трудовых мигрантов в Республике Беларусь и Российской Федерации. Отныне такая деятельность может осуществляться только при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством внутренних дел  государства.

В Республике Беларусь введено лицензирование деятельности, связанной со сбором и распространением информации о физических лицах с целью их знакомства (так называемых брачных агентств), а также с работой модельных агентств и организаций, занимающихся подготовкой моделей (демонстраторов одежды). Более четко регламентирован порядок проведения конкурсных отборов (кастингов) для участия в рекламных проектах либо в целях последующего трудоустройства. Упорядочены вопросы направления граждан Республики Беларусь на учебу за границу. Отдельно в законодательстве оговорены вопросы усыновления детей – граждан Республики Беларусь – иностранными гражданами. Соответственно усилена административная и уголовная ответственность за совершение правонарушений в указанных сферах. За преступления, связанные непосредственно с торговлей людьми, устанавливается наказание только в виде лишения свободы.

В Национальном собрании Республики Беларусь находятся на рассмотрении проекты законов Республики Беларусь «О борьбе с организованной преступностью», «О противодействии экстремизму», «О борьбе с коррупцией», а также поправки в уголовно-процессуальное законодательство, которые будут содействовать оказанию международной правовой помощи по уголовным делам. Развивается международно-правовая основа для двустороннего и многостороннего сотрудничества по данным вопросам. Только за последние два года парламентом Беларуси ратифицированы договоры о сотрудничестве в сфере безопасности, борьбы с преступностью и правовой помощи по уголовным делам с Польшей, Ираном, Индией, соглашения по сотрудничеству в таможенной сфере с Азербайджаном, Ливией, Ираном; кроме того, ратифицирована Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и ряд других многосторонних договоров.

Устанавливаются прямые контакты правоохранительных органов Беларуси с правоохранительными органами европейских государств для отработки перспективных оперативных данных по пресечению деятельности международных преступных групп и каналов транзита наркотиков, психотропных веществ, их прекурсоров, незаконной миграции, вывоза людей в целях сексуальной или иной эксплуатации и т. п.   

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter