Право руля

Чтобы стать настоящим водителем, нужно учиться, учиться и еще раз учиться

Чтобы стать настоящим водителем, нужно учиться, учиться и еще раз учиться


На одной из минских улиц разыгралась автомобильная трагикомедия: молодая девушка на «Мазде–3» врезалась в высокий бордюр. Разломавшийся на части бампер, покореженное крыло, разбитый ксеноновый «глаз»... Размазывая по щекам слезы, водительница оправдывалась перед своим телефонным собеседником: «Ну откуда мне было знать, что эта дорога слишком узкая для разворота? Какой там угол поворота? Ну откуда я знаю? Мне в автошколе не говорили!»... А чему вообще учат будущих водителей в автошколах? Об этом мы беседуем с начальником отдела по безопасности на транспорте и лицензированию Министерства транспорта и коммуникаций Павлом БОЖАНОВЫМ.


— Павел Владимирович, каковы итоги прошедшего года: автошкол стало больше или меньше?


— Больше, несмотря на то, что в минувшем году 10 организациям мы отказали в продлении сертификатов на право подготовки и переподготовки водителей автомобилей, а в 23 отменили их досрочно. В будущем, если руководство учтет все наши замечания и устранит проблемы, они смогут вернуться к работе. Сейчас же в Беларуси действуют 436 учебных организаций — это на 16 больше, чем было в 2007–м. Много это или мало? Сложно судить. В Минске работают 49 автошкол. Если мы будем вынуждены приостановить деятельность 2 — 3, существенной проблемы для курсантов это не создаст. Однако во многих райцентрах функционируют лишь 1 — 2 автошколы, и их ликвидация создаст серьезные проблемы для местных жителей, которые не смогут получить профессию водителя автомобиля и зарабатывать на жизнь. Есть в Беларуси и районы, где вовсе нет водительских курсов: Докшицкий, Шумилинский, Сенненский, Россонский, Краснопольский, Ветковский, Лоевский и Брагинский. Хорошая новость: благодаря тому, что тарифы на обучение нефиксированные, исчезли ажиотажные очереди. Теперь человек, прошедший медкомиссию, максимум через месяц–полтора может приступать к занятиям. И кстати, из–за подорожания желающих получить водительское удостоверение меньше не стало. Скорее даже наоборот.


— Какие нарушения наиболее характерны для автошкол? И стремятся ли они их устранить?


— Не буду скрывать: недоработок и проблем много. Самые частые нарушения: совпадение графиков практических и теоретических занятий, когда курсанты пропускают лекции, чтобы откатать вождение; бедность оборудования автодрома — вместо 8 элементов будущие водители изучают лишь 3 — 4; пропуск занятий курсантами; использование машин, не прошедших техосмотр и не застрахованных; приписки в документах — ради экономии времени и топлива... Одним организациям на устранение недочетов нужно несколько дней, в других эта работа затягивается на месяцы... Однако, в принципе, руководители заинтересованы в том, чтобы оставаться на рынке, и стараются как можно быстрее разрешить проблемы.


— А как насчет обновления автопарка учебных автомобилей? Даже на минских дорогах большинство учебных машин — «Жигули»–доходяги. Когда я училась вождению, однажды инструктор приехал на «шестерке» с вышедшей из строя... коробкой передач. В другой раз, когда была запланирована езда по городу, не работал левый поворотник... Откровенно говоря, по–моему, как–то дико обучать вождению на авто, которые разменяли уже не один десяток лет, если по окончании курсов люди садятся за руль современных машин с бортовым компьютером и автоматической коробкой передач...


— Согласен с вами полностью. Однако приказать организациям полностью обновить учебный автопарк — значит разорить их. Многие и сами вкладывают немалые средства в покупку новых авто. В минувшем году структуры РГОО ДОСААФ приобрели более 100 автомобилей «Дачия–Логан», «Дэу–Матиз», «Жигули», крупнейшая минская учебная организация ОАО «ЦАУК» — 13. К сожалению, учебные авто быстро изнашиваются: в движении находятся весь день, а за рулем кандидаты в водители неопытные, да и не всегда бережливые... Однако с 1 января 2010 года мы планируем ограничить срок службы учебных автомобилей: зарегистрировать учебными можно будет легковушки не старше 10 лет. Правда, уже имеющиеся позволим эксплуатировать до полного износа. Затем будет установлен и срок, когда следует избавиться от старых машин.


— Моя знакомая, недавно получившая водительское удостоверение, умудрилась на парковке врезаться в снегоуборочную машину — не заметила ее... Как бы вы оценили уровень подготовки водителей?


— На мой взгляд, на данном этапе он вполне неплох. Требования к подготовке и переподготовке водителей автомобилей были переработаны несколько лет назад и еще не успели устареть. Нужно лишь не ослаблять контроль. Судя по статистике, которую мы получаем из Госавтоинспекции, с каждым годом малоопытные водители (те, у кого стаж езды меньше года. — О.П.–Г.) все реже становятся виновниками ДТП. В 2006 году «чайники» совершили 414 аварий, в 2007–м таких случаев было 326. Как только до нас доходит информация, что некий выпускник такой–то автошколы спровоцировал серьезное ДТП, сразу же отправляемся туда с внеплановой проверкой — значит, чему–то его недоучили, не помогли отточить навыки. Так что организации заинтересованы не натаскивать курсантов на экзамены, а действительно всесторонне обучать их. Ведь дорога тут же покажет халтуру — и хоть бы в таких случаях никто не пострадал.


— Скажите, а есть ли сейчас ажиотажный спрос на подготовку водителей? Кого из знакомых ни спроси — один уже похваляется «корочкой», другой как раз учится... По статистике, полученной мной в ГАИ, удостоверения есть у 2.240.000 жителей — практически у каждого четвертого...


— Отчасти вы правы. В последние годы иметь водительское удостоверение стало... модным. Многие парни и девушки, едва отметив 18–летие, тут же спешат записаться в автошколу, чтобы носить в кармане полный «комплект» делового человека: и паспорт, и права. Причем некоторые спешат получить этот документ, даже зная, что в ближайшие пару лет не смогут купить автомобиль. А значит, полученные навыки будут забываться... Ситуация складывается не вполне здоровая, однако воспрепятствовать этому ни учебные организации, ни Минтранс не в силах — нельзя запретить человеку получать знания, даже если объективно они ему пока не нужны. Ведь, чтобы стать студентом университета или колледжа, ребята сдают экзамены, проходят собеседование. Для будущих же водителей единственное испытание на пригодность — медицинская справка. И даже если у человека нет способностей к вождению автомобиля, отказать ему мы не вправе. Вот и выпускают водителей, которые не всегда умеют адекватно выходить из критических ситуаций на дороге...


— В рекламных газетах нередко появляются объявления инструкторов по вождению: мол, поможем обрести уверенность за рулем и восстановить забытые навыки. Насколько востребованы их услуги?


— Сразу должен отметить, что деятельность таких инструкторов незаконна: в Беларуси обучать вождению автомобилем имеют право лишь юридические лица, соответствующие учебные организации. Понятия «частный инструктор» не существует! Если человек долгое время не сидел за рулем, он может записаться на курсы повышения квалификации — разработаны они для водителей, работающих по найму, но будут полезны и рядовым автолюбителям. Большую часть времени такие курсанты посвящают не зубрежке Правил дорожного движения, а практике — занятиям на тренажере, автодроме и на дороге.


— Павел Владимирович, на что чаще всего жалуются курсанты автошкол?


— Вы удивитесь, но за последнее время мы не получали ни одной письменной жалобы! Гораздо чаще нам звонят — негодуют из–за закрытия «своей» автошколы. Большинство конфликтов происходит из–за недопонимания: приходится рассказывать людям о порядке работы водительских курсов, просим внимательно прочесть договор, который они подписали на первом занятии. Много конфликтов происходит между курсантом и инструктором по вождению: они не всегда находят общий язык. Девушки жалуются на грубость, нецензурные выражения... Благодаря повышению расценок на обучение директора смогли уволить самых худших сотрудников и нанять более квалифицированных. Однако должен признать, что будущие инструкторы серьезного отбора не проходят: от них требуется лишь иметь среднее специальное или высшее образование и пройти спецподготовку.


— По–моему, неплохо было бы для инструкторов проводить собеседование с психологом на стрессоустойчивость, вежливость и коммуникабельность. Тогда и конфликтов меньше будет!


— Верно. Но вряд ли большинство учебных организаций сможет себе позволить так «разбрасываться» потенциальными работниками. Некоторые директора вовсе обращаются к нам с просьбой снизить для тех планку требований и разрешить принимать на службу даже людей только со школьным образованием и спецподготовкой. Насколько это оправданно, мы сейчас выясняем.


— Павел Владимирович, многие опытные водители считают, что джипы — легковые автомобили, по размеру равные микроавтобусам, — нужно вынести в отдельную категорию. Будет ли это правильным?


— Такое нововведение представителями Госавтоинспекции уже готовится: в водительских удостоверениях появятся подкатегории транспортных средств. Скутер или мотоцикл, грузовик с прицепом или без. Легковые автомобили планируется различать по объему двигателя: до 3.000 кубических сантиметров и выше. Однако не исключено, что будет выбрана и другая градация. Об этом мы с вами сможем побеседовать в другой раз.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter