Право руля

Что произойдет, если пошлины на ввоз авто увеличатся?

Перспективу изменения ставок таможенных пошлин на ввозимые автомобили в рамках общей тарифной политики Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России сегодня считают той самой точкой невозврата, после которой белорусский авторынок изменится до неузнаваемости. Несмотря на то что вопрос окончательно до сих пор не решен, многие понимают: случись так, и машины в стране подорожают в разы. В итоге автодилеры и частные перегонщики, не способные продать легковушки даже с огромными скидками, столкнутся с явлением, о котором сегодня они могут только мечтать, – очередями в автосалоны.

Приведение таможенных пошлин к единому знаменателю – дело нешуточное. В Беларуси они в три раза меньше, чем в России, а в Казахстане – в два раза ниже, чем в Беларуси.

Специалисты подсчитали: ржавая иномарка объемом двигателя в 3 тыс. «кубиков», которую сегодня продают за $ 2,5—3 тыс., при ввозе в страну может оказаться дороже на $ 6—6,5 тыс. Зная такое, в любые долги влезешь, только бы впоследствии не переплачивать. Даже нынешние заоблачные процентные ставки по автокредитам в 25,5—29 % годовых вряд ли смогут испугать граждан. Ведь занять деньги даже на таких условиях постепенно становится выгодно. Единственное, что останавливает белорусов, так это неопределенность. Ведь окончательного решения о том, что с 1 января 2010 года на территории Беларуси, России и Казахстана вступит в силу единый таможенный тариф, до сих пор нет. «Номинально введение пошлин не более чем слухи, но если появится конкретика, сразу же возникнет легкая паника, в результате которой как новые, так и бывшие в употреблении машины будут распроданы практически моментально. Покупатели поймут, что лучше купить авто сегодня, чем переплатить за него завтра приблизительно в 2—3 раза больше, а за более мощные — в 4—5 раз», — поясняет председатель правления объединения импортеров «Автомобильная ассоциация БАА» Сергей Михневич.

Беларуси сегодня нет резона резко увеличивать ввозные пошлины на автомобили: серьезных производителей легковых машин в стране пока нет. Когда сборочные производства, работающие в Беларуси, станут выпускать не менее 6 тыс. единиц в год, тогда смысл появится. Но вот российская сторона сегодня очень даже заинтересована, чтобы белорусское таможенное законодательство стало к иномаркам, прибывающим в страну через западную границу, построже. Ведь в России, помимо ветеранов автопрома – ГАЗа и АвтоВАЗа, работают заводы по сборке более полутора десятков известных мировых брендов. С конвейеров этих предприятий сходят самые известные в мире автомобильные торговые марки – «Toyota», «Ford», «Mitsubishi», «Nissan», «Chevrolet», «Fiat», «Kia», «Renault», «Skoda»... Понятно, что наш авторынок, пусть даже и не отличающийся своими большими объемами, выглядит весьма лакомым куском для российских производителей. В минувшем году, который, кстати, стал рекордным по числу продаж автомобилей, в стране было реализовано порядка 26 тыс. машин «в упаковке». А в условиях кризиса, когда спрос на потребительские товары достиг минимума, любые объемы, даже самые малые, могут стать объектом конкурентной борьбы.

В тревожном ожидании введения пошлин находятся не только граждане — автодилеры сегодня взволнованы ничуть не меньше. С одной стороны, волна бурного спроса в кратчайшие сроки освободит их склады, заполненные автомобилями сборки 2008 года. С другой – впоследствии автомобильные компании столкнутся с тем, что ввозить технику придется уже по новым правилам. Это значит, что цены на новые авто вырастут. И по сравнению с автомобилями именитых брендов, собранными на заводах Западной Европы, их российские «клоны» по цене будут выглядеть более выигрышно. Все бы ничего, но у белорусских потребителей давно сложился стереотип, что качественная машина – европейская. Репутация у автомобилей российской сборки в среде белорусских автомобилистов невысока.

«Автомобили, которые сегодня собираются в России, еще не достигли того уровня локализации производства, чтобы считаться российскими в полном смысле этого слова. До того момента, пока объем деталей, применяемых при их производстве, не достигнет 80 % (а это нормы российского законодательства), производители не вправе рассчитывать на какие-то льготные условия при продвижении их товара на белорусском рынке. Таможенные пошлины, по которым они будут поставляться в Беларусь, вряд ли будут ниже, чем для автомобилей, собранных на заводах в других странах», — уверена генеральный директор «Автомобильной ассоциации БАА» Людмила Шабанова. В то же время специалист отмечает, что лобби производителей российских иномарок сегодня сильно как никогда. Госпрограмма, согласно которой осуществляется льготное кредитование ряда российских автомобилей стоимостью ниже 350 тыс. рублей, может служить таким примером. «Кстати, не исключаю возможности, что подобные проекты могли бы стать доступными и для белорусских автолюбителей. Думаю, производители, имеющие самые большие доли рынка, вполне могли бы поспособствовать программам кредитования внутри республики. Тем более что по этому пути они идут во многих странах, и, как показала практика, субсидировать покупки для них выгодно», — указывает Людмила Шабанова.

Директор автосалона «Минск-Лада» Александр Стельмах уверен: увеличение таможенных пошлин если и всколыхнет потребительский спрос, то ненамного. «Слухи о том, что пошлины вот-вот введут, циркулируют уже несколько лет, и граждане просто устали следить за развитием событий. Но автомобили всякий раз начинают продаваться чуть лучше, как только автодилер объявляет очередную дисконтную программу. Так что спрос вырастет незначительно: те, кто хотел купить себе автомобиль, скорее всего, уже это сделали», — говорит эксперт.

Как отмечают специалисты, белорусский рынок сегодня демонстрирует не самые завидные тенденции: новые автомобили продаются плохо, хотя машины с пробегом стали пользоваться более уверенным спросом. В БАА уверяют, что во втором полугодии 2009 года рынку придется столкнуться с падением продаж минимум на 40 %.

Фото: из архива «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter