Право руля!

Путь к водительскому удостоверению лежит через лабиринт бюрократических процедур. Увы, его не миновать, но едва ли не самое сложное нынче — пройти медкомиссию...
Путь к водительскому удостоверению лежит через лабиринт бюрократических процедур. Увы, его не миновать, но едва ли не самое сложное нынче — пройти медкомиссию.

В «водительской» поликлинике N 24 Минска, к примеру, сейчас записывают на прием не раньше, чем на месяц–полтора вперед. Впрочем, самые нетерпеливые пытаются пройти в кабинет врача по живой очереди. Однако таких смельчаков обычно набирается не один десяток. Очередь вьется в три кольца, а ее хвост даже выползает на улицу. Доходит до абсурда: рассерженные автолюбители не выпускают врачей после работы из кабинетов. Однако возмущенные призывы к медикам вряд ли возымеют действие. Сейчас ежедневно врачи принимают по 300 — 350 человек. Это больше, чем обычно, в полтора–два раза! Дело в том, что в очередях за медицинскими справками томятся не только курсанты автошкол, но и лишенные прав водители–нарушители, и автомобилисты, которым пришло время продлевать срок действия водительской «корочки».

— Ажиотаж повторяется каждую осень! — говорит главврач минской поликлиники N 24 Ирина Жарикова. — Нервозность создают в первую очередь студенты, вернувшиеся с каникул и записавшиеся в автошколы. О медицинской справке они заранее не позаботились и вспомнили о ней в последний момент. У нас постоянно работают 4 медицинские комиссии, но врачи просто физически не успевают всех принять. Сами посудите: каждого кандидата в водители должны обследовать 6 специалистов, на что в среднем уйдет около 57 минут. Мы бы взяли еще одну медкомиссию, но где ее разместить? Ютимся на «пятачке» в тысячу квадратных метров. А нужны площади как минимум втрое больше.

Но почему минская «водительская» поликлиника занимает всего один этаж в жилом доме? Ее узкий и длинный коридор скорее похож на коридор коммунальной квартиры. Кабинетов не хватает. А врачам негде даже поставить компьютеры.

— На протяжении всего последнего года мы ищем подходящее здание, — рассказывает первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Мингорисполкома Вячеслав Шило. — Возможно, поликлиника переедет в медсанчасть завода имени Вавилова. Буквально через неделю–другую нам должны дать ответ.

А что в других городах? Брестчане могут получить медицинскую справку в поликлинике по месту прописки, рассказали мне в областной ГАИ. А в Гомеле в специализированной поликлинике N 7 работают сразу две медкомиссии. В среднем врачи принимают по 90 человек в день. Очередей практически нет.

Снова в школу?

Не меньший ажиотаж сейчас и в автошколах. Записаться на курсы выходного дня можно только на декабрь — январь. Впрочем, это никак не связано с проведенной не так давно сертификацией, хотя после нее некоторым автошколам пришлось кардинально изменить «правила игры».

— На каждую автошколу теперь заведено отдельное дело, — достает из шкафа картонную папку начальник отдела безопасности движения на транспорте БелНИИТ «Транстехника» Михаил Свистун. — Здесь перечислены нарушения, недостатки и сроки их исправления. У кого–то не было обучающих программ, автодромы были не приспособлены, учебные машины доживали свой век. Как только курсанты сдавали на права? Лишь каждая 10–я автошкола с первой попытки прошла сертификацию...

Конечно, не всем руководителям автошкол новые требования пришлись по душе. Особенно много споров разгорелось вокруг двух пунктов: введения фиксированной стоимости за обучение (сейчас весь курс вместе с платой за бензин обойдется не больше чем в 589 тысяч рублей) и увеличения количества практических занятий. Однако вопреки прогнозам скептиков на рынке осталось большинство автошкол (оно и понятно — освободившуюся нишу сразу займут другие). К примеру, в Минске успешно прошли сертификацию 38 из 40.

Теория и практика

Однако что происходит в действительности? Поговаривают, в некоторых автошколах убытки компенсируют поборами: кто–то собирает деньги на компьютерный диск с обучающей программой, другие требуют деньги на бензин. Не изменился и принцип обучения. По–прежнему курсантов банально натаскивают на сдачу экзаменов в ГАИ. Обычно потенциальный водитель знает правила дорожного движения, а вот за рулем сильно нервничает, не замечает знаки, разметку. В экстремальной ситуации такой шофер опаснее лихача. Хотя количество часов практического вождения увеличили, но одного этого недостаточно. Нужно кардинально менять принцип обучения.

К примеру, в Германии занятия в автошколе проходят несколько иначе. Сначала курсант зубрит Правила дорожного движения самостоятельно, и как только инструктор убедился, что ученик теоретически подкован, выезжает с ним на дорогу. Тогда начинается второй этап подготовки: курсант изучает ПДД уже не перед монитором компьютера, а непосредственно за рулем автомобиля.

А теоретическую подготовку можно было бы сделать более индивидуальной. Ведь кто–то схватывает все на лету, а кому–то нужно растолковать пункт правил еще раз. Случается, «отличник» просто валяет дурака на занятиях и мешает другим. Почему бы не разрешить более подготовленному курсанту сдать экзамен раньше?

Словом, система подготовки водителей еще далека от идеальной. И ее нужно корректировать.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter