О нарушении правил дорожного движения

Право рубля

С некоторых пор лично мне все меньше верится, что трагедии на дорогах только от засилья машин. Конечно, не без этого. Раньше автомобиль — роскошь, теперь — средство передвижения. Автомобильная суета на неприспособленных улицах. Но мне почему–то кажется: копать надо глубже, чтобы понять, а главное — хотя бы попытаться выровнять эту кривую, которая «по неосторожности» так беспощадно выкашивает людей.


Может, и не крутилось бы это в голове, если бы не утро каждого дня и «светофорный» перекресток на магистральной улице Советской Гомеля, по которой сотни людей бегут на работу, в школу, в садик. Бегу и я. Но крайне осмотрительно, лишний раз убедившись, что на зеленый остановились все приближающиеся автомобили. Потому что непременно бывает машина, которая стремится проскочить на последних секундах, не сбавляя скорости даже приличия ради. И плавный переход из желтого в зеленый для нее вроде морального права успеть. Ведь на середине перехода, куда ее несет на всех парусах, еще пусто. Хотя в этот самый момент, пользуясь своим моральным правом загоревшегося зеленого, уже может взять старт школяр, увидевший троллейбус по ту сторону дороги...


Таких лихих «водил» пока единицы. Но они есть. А вместе с ними крепнет тревожность: «зебра» под светофором больше не святая территория, на которой пешеход в полной безопасности. Она тоже уязвима. Но вот что хочется понять. Почему для одних главенствующий принцип «сбрось скорость у перехода» всегда в силе (идут пешеходы или нет), а для других это же правило подминается под обстоятельства (нет людей, не видно инспектора ГАИ). Учились–то по одним ПДД. Быть может, даже в одной автошколе. И экзамен тоже сдавали один. В чем дело? В семейном воспитании, марке автомобиля, прочитанных книгах?


Однозначного ответа, наверное, нет. Всего по чуть–чуть. Но есть подсказки. Одну из них нахожу в прокуратуре Гомельской области. Заместитель начальника отдела Елена Коноплич рассказывает мне о последней проверке одной из самых уважаемых автошкол региона. Все в ней практически в норме. Ни коррупции, ни махинаций. Одна лишь нестыковка: инструктора, которые обучают курсантов вождению, в своей трудовой биографии имеют нарушения правил дорожного движения.


Движемся по «списку»: вот, например, мастер К. За прошлый год 9 административных правонарушений, из которых 3 — за превышение скорости. Его коллега инструктор Н. — три отклонения от ПДД. Те же неприятности еще у четырех мастеров. А напоследок Елена Коноплич и вовсе бьет наповал: за полтора года 24 административных в «авторстве» сотрудников, из них 5 — на машинах автошколы. Это что же получается? Учит тот, кого недоучили или кто на своем примере уже точно научить не может? Вроде милиционера, пришедшего на работу после отбытия наказания за преступление, или педагога, уволенного за профнепригодность.


Мне это все странно и непонятно. Логики не улавливаю. Поэтому иду к руководителю этой уважаемой автошколы. А он по–честному объясняет. С точки зрения закона нарушения ПДД — не повод для отказа в приеме на работу в качестве инструктора вождения. И когда мастеров производственного обучения катастрофически не хватает, как у них сегодня, то берут и с таким послужным списком. Однако на протяжении полугода скрупулезно отслеживают биографию инструктора: повторяется «хворь» или нет... Тогда я осторожно интересуюсь: ваш водительский талон тоже небезупречен? И руководитель гордо достает документ — а в нем ни одного нарушения за 30 лет. Значит, все–таки возможно, если захотеть...


Впрочем, эту автошколу я покидаю без тревоги. Здесь, несмотря ни на что, работают по раритетному «советскому» принципу: учим не только ради денег. Но даже при такой правильности в уважаемой автошколе региона есть инструктора — нарушители ПДД. Что тогда происходит в других — с менее весомой репутацией, не таким могучим стажем трудов на водительской ниве, где деньги все–таки на первом плане? Ведь по закону не запрещено. И я просто рассуждаю, не претендуя на истину. Если инструктор проскочил переход в последнюю секунду между желтым и зеленым или перебрал скорость на отрезке ограничения, то как, думаете, поступит его ученик, покинув стены автошколы? Будет чтить правила как незыблемые или подминать под обстоятельства? Однозначного ответа нет. Но есть подсказки.


sob@sb.by


Советская Белоруссия №104 (24487). Четверг, 5 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter