Современные школьники рискуют разучиться писать от руки

Право писания

Часто ли вы пишете от руки? А набираете на компьютере или очередном гаджете? Задайте этот вопрос школьникам — и поймете, что чистописание рискует исчезнуть из жизни подрастающего поколения за полной ненадобностью. А где–то, как в финских школах, его уже сейчас нет в расписании первоклашек. Чистописание там решили заменить на... уроки печати на клавиатуре. Местное управление образования пришло к выводу, что такой навык для будущего куда полезнее старательного выведения в тетрадях палочек да закорючек. Интересно, а что думают об эксперименте у нас?



Идею, что школьникам необязательно учиться писать от руки, первыми выдвинули американцы. Во многих школах США малышей уже несколько лет учат разве что выводить печатные буквы, остальное время — клавиатура в помощь. Такой же подход с этого года предстоит освоить и финнам, где, к слову, и так малышей учили писать слитно лишь со второго класса. Тем временем представители системы образования Германии, где обучение письму тоже начинают с вывода на бумаге сначала печатных букв и лишь затем прописных, привели любопытную статистику: каждый второй ученик и каждая третья ученица уже испытывают проблемы с письмом. Поэтому никого не удивляет появление, скажем, ассоциаций рукописного письма, которую активно поддерживают немецкие педагоги.

У нас, к счастью, учебный год для первоклашек традиционно пройдет под знаком прописей. И это, считают специалисты, огромный плюс для развития моторики, которая так или иначе влияет и на интеллект. На одних компьютерах, планшетах и смартфонах здесь далеко не уедешь. Почему отказ осваивать буквы от руки не так уж хорош, могут пояснить и психологи: иначе не задействуется моторная память, самая крепкая и долговечная. Им дружно вторят и медики. Профессор Людмила Беляева, заведующая кафедрой педиатрии БелМАПО, вовсе удивлена самой постановкой вопроса: «Детей нужно учить писать, причем от руки! Чтобы ребенок брал ручку, бумагу, излагал свои мысли, тут же их исправлял, но зачеркивая и думая, а не одним нажатием кнопки на компьютере. Это важно и для моторики, и для развития интеллекта в целом. Ведь если будут сразу за компьютер садиться — вырастут безграмотными. Это как и с чтением: сразу видно, кто много читал сам, а кому лишь читали». Правда, «американская» идея обсуждается у нас исключительно в сослагательном наклонении: никаких подобных экспериментов в стране не проводилось. И для специалистов в школьном образовании Минобразования, и для представителей педвузов такой подход — чистый лист бумаги. Ученическая каллиграфия по–прежнему среди обязательных навыков, и отменять ее никто не планирует. По крайней мере, в ближайшем будущем.

Любопытно, что профессора ведущих западных вузов к списанию в архив рукописного шрифта тоже относятся с подозрением. Главное опасение — ухудшение мыслительной деятельности школьников. Посудите сами, говорит профессор кафедры педагогики университета немецкого Регенсбурга Ангела Эндерс, когда нам нужно написать какой–то текст от руки, мы куда лучше продумываем каждое слово. В общем, как нас учили с детства, руководствуемся подходом «что написано пером, не вырубишь и топором», а вот набранный на экране текст всегда можно отредактировать. Не стоит беспокоиться и о правописании, ведь компьютер добросовестно исправит все описки и ошибки... Серьезное исследование американских ученых, кстати, подтвердило: работая над рукописным вариантом, дети скорее учатся мыслить логично, последовательно и целенаправленно. Такого же мнения и большинство наших университетских преподавателей. Не раз ведь подмечали: подготовка к экзамену заметно эффективнее, когда студент конспектирует самую важную информацию. А на веский аргумент, мол, порой печатают быстрее, чем пишут, есть и контрдовод: скорость печати может опережать скорость построения мыслей и запоминания, а вот если мы по старинке пишем, этот процесс идет в ногу с мыслительным. Как ни крути, а зафиксированное от руки лучше откладывается в памяти.



Правда, так категоричны в своих оценках далеко не все. Скажем, после обсуждения этой проблемы с представителями Национального института образования вопрос «Актуальна ли сегодня каллиграфия?» не кажется таким уж нелепым. Наши специалисты согласны с тем, что учить нужно тому, что необходимо в реальной жизни. Все–таки любой документ сегодня куда проще оформить в электронном виде, чтобы без проблем потом внести все необходимые правки, вместо зачеркиваний и переписывания на чистовик. С рукописным шрифтом знакомить надо, но понадобится ли это в реальной жизни — вопрос спорный. А вот что касается записи лекций в вузах, то здесь тоже далеко не однозначное мнение: должен ли современный студент, как в былые времена, записывать каждое слово профессора? Может, куда важнее дискуссия?

Кстати, стоило провести небольшой опрос среди учителей разных школ, как вырисовался неутешительный вывод: нынче школьники пишут хуже своих родителей. Дело не только в безграмотности, говорит учитель русского языка минской гимназии Алла Сергеевна, но и в почерке, внешняя привлекательность которого сегодня — настоящая редкость. Что уж говорить о красивых, словно с открытки, буквах от руки! И сразу несколько учителей русского и белорусского языков так честно и признали: их ученики не раз заявляли, что вполне достаточно научиться ставить подпись, остальное — лучше напечатать. Некоторые родители с детьми солидарны: дескать, в современном мире гаджетов можно легко прожить, прикасаясь к ручке, только чтобы расписаться в документах, и еще при парочке форс–мажорных обстоятельств. Но все же пока гораздо больше мам и пап, настроенных более консервативно: они уверены, что это в нашей культуре заложено — излагать мысли ручкой на бумаге.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 172 (24802). Среда, 9 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter