Когда приходит время определиться с профессией?

Право на выбор

В четыре года Ваня, сын одноклассницы, мечтал стать водителем трамвая. Привлекали малыша оранжевый жилет и интересный «рогатый» вагон, который гремел и звенел, когда мчался по рельсам. Правда, за последние десять лет интересы Ивана менялись не раз. Их можно свести в длинный список, в котором оказались кондитер, ветврач, сантехник, повар, парикмахер и многие другие. Словом, все те, кто поражал его детское воображение. Сейчас мальчик увлечен рисованием, но станет ли он художником? Одно хорошо — перед серьезным выбором профессии еще есть время. Не уверен наверняка в своих предпочтениях и сам Иван. Как и многие из его друзей, которые пока не определились в этом судьбоносном шаге. Психологи говорят: это достаточно типичная ситуация для старшеклассников. Но если в десятом классе найти ответ еще не поздно, то к окончанию 11-го возрастает шанс поступить наугад или с кем-то за компанию. И, как минимум, потерять время. 

Почти все мальчишки хотят знать машину изнутри

В советские времена профориентация была отработана четко: система УПК давала знакомство с определенным перечнем профессий. Можно было побывать на производстве, чтобы перестать романтизировать его или наоборот — полюбить. Ведь судить о заводе по книжкам, рассказам родственников и увидеть в реальности — совершенно разные вещи. Что сейчас? Профориентационную работу в основном возложили на школы, а немногие сохранившиеся УПК — в Минске их всего четыре — перевели под крыло учебных заведений. Впрочем, родители рады и этому. Да, сегодня в интернете можно найти все, но личное впечатление все равно будет более ярким, а главное — точным. 

С этим согласны и в отделении допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников Минского государственного профессионального лицея №14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания. Здесь школьникам 10—11-х классов дают азы знаний по 13 профессиям. Но начинают профориентацию раньше, в 8—9-х классах, когда ребят информируют о профессиях, тестируют, чтобы они точнее узнали о своих склонностях. В общей сложности сегодня здесь обучаются более 1200 человек из 23 школ Заводского и 8 школ Партизанского районов. 

В учебном классе с табличкой «Секретарь-референт» тишина. За длинным столом школьницы внимательно читают свои записи. Несколько человек, завязав глаза, а среди них и десятиклассница СШ № 82 Арина Костеневич, тренируются набирать тексты на компьютере вслепую. Пальцы девушки бегают по клавиатуре с завидной скоростью. Зачем ей это? Оказывается, школьнице интересно делопроизводство. Собственно, в новом варианте профессия, которой здесь учат, так и называется — делопроизводитель. Полученные знания очень даже могут пригодиться в будущей учебе в вузе. По словам преподавателя Натальи Силенковой, многие школьники потом благодарят за знания и конспекты, которые им очень помогли. 

Умение шить всегда пригодится

В отделении допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников готовят многих специалистов, в числе которых маляры, столяры, члены бригады быстрого обслуживания, комплектовщики товаров и многие другие. 

— Но есть профессии, которые популярны много лет подряд, — улыбается заведующая отделением Елена Друпова. — У девочек — делопроизводитель и парикмахер, у мальчиков — автослесарь и маляр. Тем не менее ежегодно появляются новые специальности. С этого года их пять. В этом перечне, например, социальный работник. Время продиктовало нам такую потребность. 

Одного желания школьника, чтобы выбрать ту или иную специальность, мало. Увы, справка о состоянии здоровья, которая требуется здесь, зачастую ограничивает выбор профессии. Например, у будущего делопроизводителя не должно быть проблем с осанкой и, конечно же, со зрением. 

А чтобы попасть в группу будущих автослесарей под руководством мастера Николая Комаровского, ребята сдают тесты. «Что поделать? — пожимает плечами преподаватель. — Желающих много, а максимальное число ребят в группе — 26, так что берем лучших». И это притом, говорит Николай Комаровский, что не все ребята по окончании пойдут работать на СТО. Хотя и такие случаи есть. Тем не менее все понимают, что умение разбираться в собственном авто никому не помешает. А вот девочек, признается преподаватель, в группе нет. Как их трудоустроить? Ведь группа проходит практику в реальных условиях на СТО. 

Женя САЛЬНИК: «Душа лежит к парикмахерскому искусству

Зато традиционно женскую профессию парикмахера в последнее время активно штурмуют мальчики. Один из выпускников отделения даже открыл свой салон и уже приходит в альма-матер, чтобы познакомить ребят с новинками, провести мастер-классы. Входим в один из самых больших из 23 учебных кабинетов. Если бы не парты посередине — самый настоящий салон с десятком рабочих мест по периметру, где ребята заняты стрижками и укладками. Шустро колдует над прической друга десятиклассник СШ № 22 Женя Сальник. У него в клиентах давно все родственники и друзья. «Жалоб пока не было, — улыбается он. — Как сюда пришел? Когда смотрел список профессий, подумал, что больше предрасположен к работе парикмахера. На другой специальности что? Крутишь гайки. А тут получаешь двойное удовольствие — и оттого, что стрижешь людей, и оттого, что с ними общаешься». Кстати, традиционно учебная парикмахерская обслуживает пенсионеров, которые живут по соседству. 

Кто-то скажет, мол, когда выпускнику заниматься и работать? Ему бы к экзаменам готовиться! «Школа дает нам шесть факультативных часов в неделю на овладение профессией. То есть заниматься можно каждый день. Расписание составляется, чтобы ребенку было удобно, — говорит Елена Друпова. — Учебные программы рассчитаны так, чтобы дети получили квалификацию и свидетельство гособразца, что они прошли курс». Конечно, в большинстве случаев преимуществ при поступлении в учебные заведения эти «корочки» не дают. Зато их можно сравнить с курсами, только, как правило, за курсы платишь большие деньги. 

Но главное, конечно, не это, а помощь в выборе будущей профессии, а значит, будущего в целом. Здесь можно получить всю информацию о рейтингах заведений, проходных баллах, конкурсе, об экзаменах и ЦТ. «Обучение азам профессий, — говорит психолог отделения Евдокия Луганская, — особенно если ребята выбрали ту, что им действительно нравится, очень полезно. С одной стороны, это дает возможность в будущем продолжить образование по направлению, с другой — сделать что-то своими руками для семьи, ведь все наши профессии — практико-ориентированные. Отучился на маляра — и тебе ремонт в доме не проблема, на швею — сошьешь костюм себе, мужу и ребенку, на младшую медсестру — запросто сделаешь укол и так далее. А что касается отрицательного опыта — он тоже опыт, спасает молодого человека в будущем от ошибок. Я бы назвала это хорошей пробой сил». 

Понимают это сами ребята? Не всегда. Особенно когда оценку за этот курс перестали выставлять в аттестат, следовательно, учитывать при подсчете его среднего балла. А вот родители и педагоги отделения едины: школа не должна давать знаний по профессиям. А потому выпускники зачастую слабо представляют, кем бы хотели быть и что такое производство. «Наша работа хороша тем, что дети идут на практику в рабочие коллективы, — убеждена Елена Друпова. — Они видят, что такое заводы, СТО, магазины, склады, больницы, дома престарелых, не по телевизору, в интернете, а в реальности. Все классные руководители, с которыми мы общаемся, отмечают: те, кто отучился на наших занятиях, отличаются от сверстников. Они более самостоятельные, организованные, умеют строить взаимоотношения в коллективе, более адаптированы к жизни».

veraart14@mail.ru

Советы психолога Евдокии Луганской


КАК ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ

ПРАВИЛО № 1

1. Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

2. Выбор профессии  — очень ответственный шаг в жизни каждого человека.

3. Любимая работа — важнейшее условие человеческого счастья.

4. Правильно выбранная профессия приносит удовлетворение, обеспечивает успех в работе, быстрый профессиональный и должностной рост, делает труд (даже тяжелый) радостным и творческим.

ПРАВИЛО № 2

Человек, выбирающий профессию, должен руководствоваться принципами:

Принцип активности /практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; встречи и беседы со специалистами, экскурсии на рабочие места, чтение литературы о профессиях; посещение учебных заведений в дни открытых дверей; посещение Центра информации о профессиях (ул. Брилевская, 3); самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту/.

Принцип сознательности /правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший, что он хочет (свои цели, желания, интересы, склонности), что он есть (знающий свои личностные и физические особенности), что он может (знающий свои способности, склонности, дарования), что от него потребует работа и трудовой коллектив/.

Принцип соответствия /профессия должна соответствовать интересам,  склонностям,  способностям, состоянию здоровья человека, потребностям общества в кадрах/.

Принцип развития /отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии, а также те, которые нужны для выбранной профессии. Любая профессия требует развитого мышления, памяти, внимания. И таких черт характера, как трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, исполнительность, организованность, инициативность, самостоятельность, настойчивость/.

ПРАВИЛО № 3

Помните о трех условиях оптимального выбора профессии:

Они между хочу, могу и надо.

ПРАВИЛО № 4

Знайте типичные для выбирающих профессию ошибки и не делайте их! это:

Незнание правил выбора профессии /выбор профессии за компанию, перенос отношения к человеку на саму профессию, отождествление учебного предмета с профессией, ориентация сразу на профессии высокой квалификации/.

Незнание самого себя /незнание или недооценка своих физических,  психологических особенностей, неумение соотнести свои способности с требованиями профессии/.

Незнание мира профессий /предубеждение в отношении престижности профессии, увлечение внешней стороной профессии, представление, что бывают неинтересные, нетворческие профессии, незнание требований профессии к человеку, устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии/.

ПРАВИЛО № 5

Приняв решение, не отступайте перед трудностями.

Трудности развивают, делают человека умнее, выносливее, создают возможность открыть в самом себе интеллектуальные и личностные резервы.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter