Обзор книг Надеи Ясминской "Сем ружаў" и Ренсома Риггса "Дом странных детей"
10.11.2016 22:26:15
Цудоўна аформленая мастачкай Кацярынай Дубовiк кнiжка ўтрымлiвае сем казак пра сем ружаў, падораных людзям чарадзейкамi. Пунсовую мусiла знайсцi самая цiкаўная дзяўчынка, жоўтую — самая кемлiвая, белую — самая адданая, кармiнавую — самая добрая, блакiтную — сцiплая, залатую — моцная духам, чорную — самая адважная (хаця ў апошнiх двух пунктах заўважаецца некаторы паўтор). Зачараваныя замкi, эльфы i чарадзейкi, адважныя рыцары i прынцэсы, волаты i гномы... Вось на двор селянiна, якi калiсьцi зрэзаў цудоўную белую ружу, з’яўляецца страшны Чорны Рыцар i патрабуе вярнуць кветку. Дачка селянiна, якую звалi ў гонар дзiвоснай раслiны, вырашае ахвяраваць сабой i адправiцца ў Змрочны замак госця. Далей здагадваецеся, што? Пачвара, дакладней, Чорны Рыцар аказваецца не такiм пачварным, а няшчасным i зачараваным, ну а Пунсовая Кветачка, пардон, Белая Ружа, у яго закахалася i вызвалiла. А вось гiсторыя служанкi па мянушцы Блакiтная Ружа: дробненькая дзяўчына зняла з волаткi зачараваны ланцуг, ва ўдзячнасць тая дапамагла Блакiтнай Ружы вырасцi... Чарадзейная атмасфера чытачу забяспечаная.
Экранизация неизбежно тянет за собой появление на прилавках книги. Почему дебютный роман сценариста и режиссера Ренсома Риггза заинтересовал Тима Бёртона, понятно: сюрреалистичная атмосферка в его стиле. Фантазию автора разбудили старинные коллекционные фото с первыми пробами фотомонтажа. Невидимый мальчик, левитирующая девочка, безликие близнецы в жутких костюмах... Далее воображение действует логично: в старинной усадьбе на острове в Уэльсе размещается пансионат для детей со сверхспособностями. Кто огнем управляет, кто летает, кто валуны поднимает, а кто и оживляет покойничков. Плюс директриса, превращающаяся в птицу (не путать с замдиректора Хогвартса Минервой Макгонагалл, та трансфигурировалась в кошку). Все это накладывается на набивший оскомину сюжет о тинейджере–неудачнике, попадающем в школу для волшебников (магов, мутантов, вампиров, полубогов и т.п.). Сабж становится главным магом (мутантом, вампиром и т.д.) и всех спасает. В фильме Бёртона, собственно, все и остановилось на этой сказочке. Что отличает книгу Риггза от сонма подобных — попытка уйти в магический реализм, придать глубокий подтекст. Дедушка главного героя Эйб всю жизнь рассказывал внуку о доме странных детей, одним из которых якобы был. Внук узнает, что в реальности дед, мальчик из еврейской семьи, был отправлен родителями в Англию из захваченной фашистами Польши. Все его родственники попали в лагеря, были убиты. В приюте в Уэльсе собрались такие же еврейские дети, которые разучились улыбаться. В дом попала бомба. Погибли все, кроме Эйба. Поэтому взрослый читатель до последнего будет подозревать, что истории о летающих девочках и чудовищах со щупальцами на голове — только изменившиеся в воображении ребенка реальные ужасы. Почему я упомянула о взрослом читателе — многие страницы явно не для деток, начиная с цитат философа Ральфа Эмерсона. Подробно описанные изуродованные трупы, процесс их оживления. Пасть в затылке милой девочки и апокалиптические видения... Ну и, конечно, фотографии, наводящие мистический ужас.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Советская Белоруссия № 217 (25099). Пятница, 11 ноября 2016