Обзор книг Надеи Ясминской "Сем ружаў" и Ренсома Риггса "Дом странных детей"

Право на странность

Надзея Ясмiнска. Сем ружаў. Мiнск, Галiяфы, 2015.

Цудоўна аформленая мастачкай Кацярынай Дубовiк кнiжка ўтрымлiвае сем казак пра сем ружаў, падораных людзям чарадзейкамi. Пунсовую мусiла знайсцi самая цiкаўная дзяўчынка, жоўтую — самая кемлiвая, белую — самая адданая, кармiнавую — самая добрая, блакiтную — сцiплая, залатую — моцная духам, чорную — самая адважная (хаця ў апошнiх двух пунктах заўважаецца некаторы паўтор). Зачараваныя замкi, эльфы i чарадзейкi, адважныя рыцары i прынцэсы, волаты i гномы... Вось на двор селянiна, якi калiсьцi зрэзаў цудоўную белую ружу, з’яўляецца страшны Чорны Рыцар i патрабуе вярнуць кветку. Дачка селянiна, якую звалi ў гонар дзiвоснай раслiны, вырашае ахвяраваць сабой i адправiцца ў Змрочны замак госця. Далей здагадваецеся, што? Пачвара, дакладней, Чорны Рыцар аказваецца не такiм пачварным, а няшчасным i зачараваным, ну а Пунсовая Кветачка, пардон, Белая Ружа, у яго закахалася i вызвалiла. А вось гiсторыя служанкi па мянушцы Блакiтная Ружа: дробненькая дзяўчына зняла з волаткi зачараваны ланцуг, ва ўдзячнасць тая дапамагла Блакiтнай Ружы вырасцi... Чарадзейная атмасфера чытачу забяспечаная.


Ренсом Риггз. Дом странных детей. «Клуб семейного досуга», Харьков, 2016.

Экранизация неизбежно тянет за собой появление на прилавках книги. Почему дебютный роман сценариста и режиссера Ренсома Риггза заинтересовал Тима Бёртона, понятно: сюрреалистичная атмосферка в его стиле. Фантазию автора разбудили старинные коллекционные фото с первыми пробами фотомонтажа. Невидимый мальчик, левитирующая девочка, безликие близнецы в жутких костюмах... Далее воображение действует логично: в старинной усадьбе на острове в Уэльсе размещается пансионат для детей со сверхспособностями. Кто огнем управляет, кто летает, кто валуны поднимает, а кто и оживляет покойничков. Плюс директриса, превращающаяся в птицу (не путать с замдиректора Хогвартса Минервой Макгонагалл, та трансфигурировалась в кошку). Все это накладывается на набивший оскомину сюжет о тинейджере–неудачнике, попадающем в школу для волшебников (магов, мутантов, вампиров, полубогов и т.п.). Сабж становится главным магом (мутантом, вампиром и т.д.) и всех спасает. В фильме Бёртона, собственно, все и остановилось на этой сказочке. Что отличает книгу Риггза от сонма подобных — попытка уйти в магический реализм, придать глубокий подтекст. Дедушка главного героя Эйб всю жизнь рассказывал внуку о доме странных детей, одним из которых якобы был. Внук узнает, что в реальности дед, мальчик из еврейской семьи, был отправлен родителями в Англию из захваченной фашистами Польши. Все его родственники попали в лагеря, были убиты. В приюте в Уэльсе собрались такие же еврейские дети, которые разучились улыбаться. В дом попала бомба. Погибли все, кроме Эйба. Поэтому взрослый читатель до последнего будет подозревать, что истории о летающих девочках и чудовищах со щупальцами на голове — только изменившиеся в воображении ребенка реальные ужасы. Почему я упомянула о взрослом читателе — многие страницы явно не для деток, начиная с цитат философа Ральфа Эмерсона. Подробно описанные изуродованные трупы, процесс их оживления. Пасть в затылке милой девочки и апокалиптические видения... Ну и, конечно, фотографии, наводящие мистический ужас.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия № 217 (25099). Пятница, 11 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter