Право голоса

Сколько денег можно потратить на предвыборную агитацию, о чем кандидаты должны обязательно рассказать электорату и чего нельзя делать самим избирателям?

Сколько денег можно потратить на предвыборную агитацию, о чем кандидаты должны обязательно рассказать электорату и чего нельзя делать самим избирателям?

В декабре вступают в силу изменения и дополнения в некоторые законы по вопросам проведения выборов и референдумов. А это значит, что ближайшая избирательная кампания — выборы в местные Советы депутатов — весной следующего года пройдет с учетом внесенных поправок. Впрочем, в большей степени внесенные коррективы касаются парламентских выборов. Изменения коснулись не только правил финансирования предвыборных кампаний, но и определения результатов парламентских выборов. Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Петр ШИКШНЯН в интервью “НГ” рассказал о самых значимых новациях.

Критерий объективности

— Петр Генрихович, по новому закону парламентские выборы будут проводиться в один тур, а их результаты — определяться по принципу относительного большинства. Иными словами, победит тот, кто наберет простое большинство голосов. Насколько справедлива и объективна такая система, ведь получается, что теперь пройти в парламент смогут те, за кого проголосовали, скажем, всего лишь 25—30 процентов избирателей?

— В данном случае критерий объективности заключается в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися, а для этого на участки должны прийти более половины избирателей соответствующего избирательного округа. И победит тот, кто получит большинство голосов именно от количества проголосовавших. Все честно и справедливо. На президентских выборах сохраняется принцип абсолютного большинства, то есть для победы кандидату нужно набрать как минимум пятьдесят процентов плюс один голос. Но там и явка избирателей, как правило, значительно выше.

— Что изменилось в финансировании избирательных кампаний?

— Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата на пост президента увеличена с трех тысяч до девяти тысяч базовых величин (сейчас одна базовая составляет 130 тысяч рублей). В пересчете на доллары сегодня получается примерно 125 тысяч долларов. Для сравнения скажу, что в таких государствах, как, например, Армения или Кыргызстан, которые значительно меньше Беларуси по численности населения, разрешается создавать фонды в десять раз больше. Размер избирательного фонда кандидатов в депутаты Палаты представителей остался прежним — одна тысяча базовых величин. Причем формировать фонд можно будет не после регистрации кандидата, а с момента регистрации его инициативной группы.

— Но, согласитесь, не каждому под силу собрать такие деньги...

— А никто этого и не требует, речь идет всего лишь о максимально возможной сумме. Это вовсе не значит, что мы отдаем выборы на откуп толстым кошелькам. Но это должны быть работающие люди, которые уже чего-то достигли в жизни, пользуются уважением и доверием в обществе. К тому же, как показали прошлые парламентские выборы, меньше половины нынешних депутатов воспользовались возможностью сформировать свой избирательный фонд.

— А у вас он был?

— Да, я сформировал фонд в размере трех миллионов рублей, и этих денег мне хватило на дополнительные расходы во время предвыборной кампании. Не забывайте, что избирательная комиссия также готовит информационные материалы о кандидате, сохраняется и возможность его бесплатного выступления в электронных и печатных СМИ.

Впервые избирательные фонды смогут создавать и кандидаты в депутаты местных Советов — десять либо тридцать базовых величин в зависимости от уровня Совета. Но это опять же их право, а не обязанность.

Фактор доверия

— Из Избирательного кодекса исключили положение о выделении кандидатам в президенты и депутаты бюджетных средств на изготовление предвыборных плакатов и листовок. Чем объясняется такое нововведение?

— Дело в том, что далеко не все кандидаты использовали эти деньги по назначению. Многие в агитационных материалах сознательно скрывали от избирателей некоторые нелицеприятные факты из своей биографии. Поэтому изготовлением печатных материалов о кандидате займутся избирательные комиссии, которые будут направлять информационные буклеты каждому избирателю вместе с уведомлением о дате и времени голосования. Это позволит обеспечить лучшее информирование граждан о тех кандидатах, которые баллотируются по округу. Конечно, о браках, разводах и вероисповедании отчета никто не потребует. Но в биографических данных обязательно будут указываться сведения о ранее имевшейся судимости. Кроме того, если кандидат в депутаты или президенты официально безработный, его попросят рассказать, откуда он берет средства на жизнь, кто его обеспечивает. Избиратель должен об этом знать, чтобы сделать осознанный выбор.

— На Западе частенько вызывают нарекания возможность досрочного голосования в Беларуси или отсутствие допуска наблюдателей к контролю за подсчетом избирательных бюллетеней.

— Такая критика вообще не имеет под собой оснований. Я гражданин Беларуси и сам должен решать, когда мне удобнее проголосовать: в день выборов или заранее. В США, например, вообще голосуют по почте, и никто почему-то не возмущается. Мы, кстати, обсуждали этот вопрос с представителями ОБСЕ, и они согласились с нашими доводами. Что касается подсчета голосов, то их требования сводятся к тому, чтобы член избирательной комиссии показывал наблюдателям каждый бюллетень и оглашал, за кого отдан тот или иной голос. Но в какой стране мира такое практикуется? Получается, день голосуем, а потом две недели считаем голоса? И потом, в избирательных комиссиях работают не последние люди, все они предупреждены об уголовной ответственности. Выходит, мы элементарно не доверяем друг другу? Тогда давайте установим контроль за каждым строителем, врачом, таможенником...

— Тем не менее по итогам прошлых парламентских выборов снова звучали упреки, что в белорусском парламенте нет представителей политической оппозиции...

— Позвольте встречный вопрос: а есть ли у нас реальная, конструктивная оппозиция в обществе, которой доверяют люди? Голосуя, избиратели выбирают того, кто уже что-то сделал для конкретного предприятия, населенного пункта или района, кто имеет влияние и авторитет в своем округе, кто достиг определенного успеха в жизни. А как можно доверять человеку, у которого нет даже трудового стажа, не то что внятной программы действий?

— Изменения в Избирательный кодекс запрещают призывы к бойкоту выборов. Оппозиционные структуры считают, что этот запрет явно противоречит Конституции, которая гарантирует каждому гражданину свободу выражения мнений и убеждений.

— Какие вопросы, если человеку что-то не нравится, он может не идти на выборы или проголосовать против всех. Это его право и его выбор. Но не надо путать свободу выражений мнений и призывы, направленные на срыв важной политической кампании. Вот это действительно посягательство на Конституцию, которая четко определяет периодичность проведения выборов, права гражданина избирать и быть избранным. Демократия не означает вседозволенность. К слову, норма, запрещающая агитировать за бойкот выборов, полностью соответствует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ. Не должна предвыборная агитация опираться на деструктивные лозунги, и задача любой власти — обеспечить в стране порядок и политическую стабильность.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter