За десять лет в Витебской области закрыли пять детдомов и интернатов – дети растут в семьях

Право быть счастливым

Супруги‑минчане уехали из столицы в отдаленный агрогородок, чтобы воспитывать чужих детей

Активная государственная политика в отношении профилактики социального сиротства и достойного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, дает свои результаты. Только в Витебской области за последние семь лет общее количество малышей, заботу о которых было вынуждено взять на себя государство, сократилось на треть. Причем большинство ребят воспитываются в замещающих семьях. Увеличилось и число детских домов семейного типа — теперь их 34. Здесь в комфортной обстановке к самостоятельной жизни готовят 200 воспитанников. Побывали в гостях у семьи Тавпека из Браславского района.

Татьяна Тавпека с детьми Иваном, Михаилом, Полиной, Ариной, Артемом и Арсением.

В глубинку, к детям

— Тетя, а ты хорошая! — чистые наивные глазенки смотрят на меня снизу вверх.

Четырехлетний Артемка уцепился ручками за ногу и тащит к столу, на котором стынут румяные пироги: «Попробуй, мы сами пекли! Мама, дай чашку!»

Вроде бы обычная семья в обычном агрогородке Браславского района. Но это только на первый взгляд...

— Решение о переезде сюда, в приграничные Видзы, далось непросто, — признается Татьяна Тавпека. — Я педагог, родом из Минска. Муж Виктор — юрист, тоже горожанин. А тут все‑таки самая глубинка. Причем тупиковая: забор, что построили литовцы, с дороги просматривается…

В основу окончательного решения легло желание позитивных перемен и любовь к детям. Эти аргументы оказались весомее проблем, связанных с переездом из столицы. Родная сестра Татьяны — родитель‑воспитатель детского дома семейного типа в Смолевичах. По этому же пути решили пойти и Тавпеки. Теперь у них — двое своих и семеро приемных детишек. Разницы между ними нет — все любят и любимы, называют родителей папой и мамой и живут в отличном коттедже, построенном государством.


— К каждому пришлось искать особый подход, — говорит Татьяна Геннадьевна. — К сожалению, за плечами у малышей — свой печальный, совсем не детский опыт семейной жизни. Растопить сердечко, научить доверять и верить в любовь — не всегда легко. Но у меня есть определенный опыт: работала психологом, заведующей детсадом в Минске, так что справляемся.

«Мы умеем все!»

Легкая, дружелюбная атмосфера… Дети очень приветливые, свободные, раскрепощенные — это бросается в глаза. Пока младшие хвастаются игрушками, старшие на кухне помогают маме с сервировкой. Совместная готовка и чаепития — хорошая традиция. Дружно садимся за стол... К сожалению, семья не вся в сборе. Папа сегодня повез десятилетнего Артема и восьмилетнего Кирилла в санаторий «Ветразь» — путевки выделили через районный отдел образования.

Местные органы власти помогают во всем, — подчеркивает Татьяна Тавпека. — Частые гости — председатель райсовета депутатов Нина Пучинская и глава Видзовского сельсовета Наталия Золотухо. Любая просьба тут же берется на контроль. Потому и работать с детишками проще, знаешь: всегда есть подстраховка.

Родители‑воспитатели, конечно же, скромничают. У них и своей инициативы хоть отбавляй. Например, в уединенной деревушке неподалеку купили домик под дачу, куда и вывозят летом детей. Купание в озере, рыбалка, шашлыки — весело и полезно. А еще там есть свой огород, сад, цветники. Плюс собственные пруды на участке и хозяйство в виде стада всеобщих любимцев породы венгерской мангалицы. Вон как горят глаза у мальчишек и девчонок, рассказывающих о поросятах!


Мама уверена, что дети не должны расти в тепличных условиях изоляции:
— Наше дело — научить их всему, что может пригодиться во взрослой жизни. Чтобы не пришлось потом адаптироваться к незнакомому окружающему миру, в котором и без того их ждет много сложностей. В этом и заключается преимущество детских домов семейного типа перед интернатными учреждениями. Это здорово, что в Беларуси пошли именно по такому пути!
Четырнадцатилетние Полина и Каролина, одиннадцатилетние Миша и Арина, десятилетний Ваня, семилетний Арсений и самый младший Артемка доказывают правильность данных слов, ловко управляясь по хозяйству. Между делом Полина охотно делится рецептом пирога — она собирается стать поваром. Иван с восхищением рассказывает, как познакомился с Витебским кадетским училищем — теперь мечтает туда поступить. Миша анализирует правила обучения в лицее МЧС — хочет быть спасателем. Хорошие ребята и благородные цели…

Любовь как фундамент

Татьяна Тавпека рассуждает не как педагог, а как мама: будут счастливы дети — значит, и родители старались не зря.

— Я сама из многодетной семьи, — подчеркивает женщина. — Росла в любви и заботе, потому и профессию выбрала безошибочно. Мы с мужем родили четверых — двое уже взрослые. Хочу, чтобы и мои нынешние воспитанники правильно определились в жизни. Кстати, за эти три года через наш дом семейного типа прошло уже 18 ребят. Кто‑то вернулся к биологическим родителям, кого‑то усыновили. Но за каждого и теперь сердце болит, пусть все будут счастливы. В том числе и маленькая Виктория — ее нам в трехнедельном возрасте передали.

Оказывается, Виктор и Татьяна Тавпека заботились о младенце около четырех месяцев. А потом девочку удочерили. Малышка уехала в другую область. С новыми родителями «крестные» теперь созваниваются. По видео и фотографиям наблюдают, как взрослеет Вика.

— Была у нас и еще одна маленькая отказница — Даша, — с нежностью в голосе рассказывает мама. — Нам сказали, что ребенок ослабленный, но мы не испугались — уж очень хотелось помочь девчушке. Органы опеки привезли ее прямо из больницы. А через три недели пребывания в семейной обстановке годовалая малышка наконец‑то сделала первые шаги, сколько было радости у всех! В итоге через год ее тоже удочерили — девочка на загляденье…

Рассказывая о своих подопечных, родители‑воспитатели из Видзов уверяют: среди любви и тепла никогда не бывает сирот. Вот и у них это слово под запретом. Пока уютный дом согревается заливистым смехом и ароматом пирогов, «брошенных» детей здесь нет и быть не может.


ВАЖНО

В течение трех лет для новоселов из числа вчерашних детей‑сирот в Витебской области построено около 400 социальных квартир.

ЦИФРЫ

За десять лет в Витебской области закрыли пять детдомов и интернатов. Из 2280 детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сейчас 1650 ребят устроены в замещающие семьи. За последние три года новые дома семейного типа для профессиональных родителей введены в строй в Верхнедвинском, Городокском, Лиозненском, Бешенковичском районах, завершается строительство коттеджа в Полоцком.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter