Пройден еще один этап вступительной кампании в вузы — прием документов на бюджет. Какие итоги можно подвести?

Правит балл

В нынешнем году количество бюджетных мест было увеличено. Система образования четко реагирует на запросы экономики и готовит специалистов, которые в будущем придут на предприятия, в организации, научные центры и укрепят кадровый потенциал страны.

Экономика обязывает 

Прием документов на бюджет закончился во вторник, 25 июля. С 26 июля стартовали внутренние вступительные испытания, зачисление на бюджет — по 4 августа. В нынешнем году планируется набрать на эту форму обучения 28,4 тысячи человек (в прошлом году — 27,8 тысячи). Если говорить в разрезе специальностей, то прием увеличен на медицинские (около 10 %) и отдельные педагогические специальности, прежде всего физико-математические, а также дошкольного и начального образования (рост — около 4 %). При планировании и утверждении контрольных цифр Минобразования исходило из потребностей в кадрах. На некоторые экономические и технико-технологические специальности набор уменьшен. Это связано с развитием промышленных отраслей и переходом экономики уже на 5-й и 6-й технологические уклады. 

Вообще говоря, при формировании контрольных цифр приема учитывается множество факторов. Система государственного заказа кадров позволяет прогнозировать, сколько выпускников конкретных специальностей необходимо предприятиям — как государственным, так и частным. Министерством экономики разрабатывается демографический прогноз, учитывающий не только рождаемость, но и возможную миграцию трудоспособного населения. Министерство труда и социальной защиты составляет прогнозный баланс трудовых ресурсов. Иными словами, эта работа очень тонкая и кропотливая. В подтверждение тезиса — то, что в нынешнем году наиболее популярными у абитуриентов действительно стали педагогические и медицинские специальности. Немаловажную роль тут сыграло, что с 1 января нынешнего года педагогам повысили зарплату — от 6 до 30 % от оклада в зависимости от рода деятельности. Растут доходы и у работников здравоохранения. 

Регионы подтягиваются 

В нынешнем году столичные вузы уменьшили цифры приема на 2 % в пользу региональных. Это было сделано для закрепления кадров на местах и дало результат. 

— Наиболее высокие конкурсы отмечены именно в региональных вузах, — сообщил министр образования Андрей Иванец, подводя предварительные итоги набора на бюджет. 

Среди лидеров — Витебский государственный университет имени П. М. Машерова — 2,4 человека на место, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы — 2,2 человека на место, Гомельский, Брестский университеты, в которых конкурсы также приближаются к показателю 2 человека на место. Это хорошая тенденция и результат целенаправленной работы, которая проводилась как в рамках университетских олимпиад, прошедших во всех региональных вузах, так и ярмарок вакансий, которые были проведены во всех регионах страны совместно с заказчиками кадров и учреждениями высшего и среднего специального образования.

Самый большой конкурс — 12 человек на место — был зафиксирован в Витебском государственном университете на специальность «стоматология» и специальность «дизайн» в БГУ. В медицинских вузах претендентов — около 2,5 человека на место. По проходным баллам лидером стал факультет международных отношений БГУ — 398. В Гродненском университете имени Янки Купалы на «правоведение» — около 370. 

В нынешнем году вступительная кампания проходила по новым правилам. В целом они выдержали экзамен. Но некоторые моменты, как показала практика, будут еще совершенствоваться. Кстати, не прошедшие по конкурсу, но имеющие высокие баллы абитуриенты смогут либо быть зачисленными на платную форму обучения, либо прийти на дополнительный набор на востребованные экономикой специальности. Таких мест в этом году, по прогнозу Министерства образования, будет около 1 % от общего количества бюджетных.
Андрей Иванец, министр образования: 

— На совещании у Главы государства ставился ряд задач перед системой образования. Первая — не потерять одаренных и привлечь мотивированных ребят. Вторая — поддержать регионы, потому что образование — это подготовка кадров под потребности экономики. Система образования должна готовить гибкого специалиста, который должен прийти на рабочее место и иметь не только знания, но уже навыки и компетенции для того, чтобы работать на конкретном предприятии. Предварительный анализ подачи документов показывает, что эти задачи выполнены в полном объеме.
В ТЕМУ

Ежегодно на образовательную систему государством выделяется около 5 % ВВП, что не уступает объемам финансирования данной сферы в развитых европейских странах. Для социального государства, каковым является Беларусь, это характерно в наибольшей степени, считает член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Сергей Клишевич:

— Любому человеку у нас гарантировано право на получение бесплатного образования (причем достойного уровня), начиная с детского садика до колледжа и вуза. И заканчивая высшими научными кадрами, которые готовят в аспирантуре и докторантуре. Есть возможность получения дополнительных компетенций бесплатно либо за очень небольшие деньги. О таких условиях мечтают студенты многих стран. 

Еще один важный институт поддержки молодых специалистов — система распределения. 

— В Западной Европе тебя никогда не возьмут на работу без опыта, — говорит Сергей Клишевич. — Бизнес заинтересован в получении специалиста под ключ, и для вчерашнего студента это огромная проблема. У нас же первое рабочее место — фактически социальная гарантия. Причем с новыми подходами в Кодексе об образовании сейчас даже платники могут рассчитывать на такой вариант, чем многие пользуются.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter