Правильный курс

Спрос на валюту понемногу возвращается в нормальное русло

Спрос на валюту возвращается в нормальное русло

Все лето население оставалось чистыми покупателями иностранной валюты. Причиной тому называют сезон отпусков, который требует от выезжающих за рубеж туристов перевода рублевых заначек в валютный эквивалент. Но не только. Параллельно с отпускными настроениями множатся и ожидания обвала белорусского рубля. Этот момент, впрочем, сложно называть неожиданным. Призрак девальвации 2011 года продолжает ходить по нашим кухням и не дает нам спокойно спать по ночам…

В итоге белорусы оказались верны своей старой привычке, над которой уже не раз потешались экономисты, — покупать валюту именно в момент роста ее стоимости.

На минувшей неделе в Нацбанке констатировали, что «увлеченность» населения иностранной валютой понемногу начала снижаться. Хотя говорить о том, что девальвационные ожидания сходят на нет, все еще преждевременно. Пока что в ведомстве констатировали, что покупка гражданами наличной валюты у банков в августе по сравнению с июлем снизилась почти на четверть, хотя именно в июле было зафиксировано резкое (сразу более чем на 40 %) увеличение спроса. По данным Нацбанка, за последний месяц лета физлица купили у банков на $ 102,7 млн. больше, чем продали им.

В целом за январь—август население Беларуси реализовало валюты на $ 5,403 млрд. в эквиваленте, купило — $ 6,359 млрд. Чистая покупка инвалюты за восемь месяцев составила $ 956,2 млн. Субъекты хозяйствования были не менее активны, но они в основном валюту не скупали, а продавали. За январь—август они продали валюты на $ 15,222 млрд., приобрели — на $ 14,711 млрд. Чистая продажа валюты сложилась в размере $ 511,4 млн.

В целом, как отметили в Нацбанке, оборот валютного рынка Беларуси в январе—августе составил $ 50,980 млрд. в эквиваленте, среднедневной — $ 285,3 млн. При этом объем сделок, совершенных на внебиржевом валютном рынке, за восемь месяцев достиг $ 19,82 млрд., на Белорусской валютно-фондовой бирже сложился в размере $ 20,519 млрд. Объем операций на рынке наличных валют страны за январь—август текущего года составил $ 10,641 млрд.

Вкладчик верен себе

Финансовые эксперты с интересом наблюдают за настроениями вкладчиков. Тем более что, по мнению большинства из них, серьезные катаклизмы белорусскому рублю не грозят.

— До конца года будет отмечаться тенденция ослабления рубля, но это ослабление будет незначительным, курс вряд ли пробьет существующий «потолок» прогноза. Скорее всего, дальнейшие темпы ослабления национальной валюты будут соответствовать нынешним — до 1 % в месяц», — успокаивает финансовый аналитик «Альпари» в Минске Вадим Иосуб.

По словам эксперта, спрос населения на наличные доллары во многом носит эмоциональный характер и не имеет в своей основе объективных макроэкономических факторов. Даже недавние упреки Российской Федерации в адрес белорусской молочной продукции и угрозы перекрыть нефтяную трубу вряд ли могут считаться серьезными поводами для безоговорочного марш-броска к обменнику.

— Прежде всего следует понимать, что такие комментарии исходят не от первых и даже не от вторых лиц соседнего государства, а значит, все еще очень непонятно, будет так или нет, — говорит Вадим Иосуб. — Кроме того, говоря о зависимости нашего валютного рынка от телодвижений соседа, в качестве обратного примера можно привести Украину. После девальвации курс национальной валюты в этой стране застыл на отметке 8—8,1 гривны и последние несколько лет меняется не сильно. Так вот, когда в отношениях между Украиной и Россией недавно возникла напряженность и Россия начала препятствовать украинскому экспорту, курс гривны даже не «шелохнулся». Это лишний раз доказывает, что лишние эмоции в таких делах не нужны.

Чего-чего, а эмоциональности в денежных вопросах белорусам не занимать. С середины 2011 года наши соотечественники продолжают недоверчиво относиться к национальной денежной единице, то и дело ожидая с ее стороны подвоха в виде обесценивания на десятки процентов. Негативные эмоции борются с другими — с желанием подзаработать на высоких ставках по рублевым вкладам. Беспрецедентные предложения белорусских банков на какой-то период заставили белорусов забыть про осторожность. Однако пусть даже вкладчик и безоговорочно доверил деньги фин¬учреждениям, но все равно его не покидает щемящее чувство, что его обманывают и он задействован в высокорисковой игре, выигравшим в которой может оказаться только государство. Именно эта боязнь и заставляет вкладчиков время от времени бежать в банк, снимать рубли со вкладов, пусть даже и теряя проценты на том, что это делается досрочно, и открывать уже долларовые депозиты.

Что любопытно, банкиры заметили: только что купленные в обменных пунктах валютные ассигнации нередко из банка даже не выходят — граждане их тут же кладут на долларовый вклад.

— Для того чтобы пресечь девальвационные настроения, нужно, чтобы несколько лет подряд на финансовом рынке была стабильность, а население расслабилось и успокоилось. Однако пока государству это сделать не удается, и поэтому таких «шараханий» в ближайшем будущем вряд ли удастся избежать, — разводит руками Вадим Иосуб.

Во всем виноват российский рубль?

В том, что доллар и евро в последнее время в Беларуси активно дорожают, некоторые эксперты винят обесценивание российского рубля.

— В основном подорожание доллара связано с ослаблением российской валюты по отношению к другим мировым валютам. Дело в том, что белорусский рубль привязан к корзине валют, состоящей из российского рубля, доллара и евро, а с лета текущего года российский рубль несколько ослаб по отношению и к доллару, и к евро. Если посмотреть внимательно, то белорусский рубль снижает позиции чуть меньшими темпами. Но он должен хотя бы на одну треть повторять динамику российского рубля. Это понятно, потому что мы находимся в одном таможенном пространстве с Россией, и чтобы поддержать конкурентоспособность отечественных товаров на российском рынке, белорусский рубль должен изменяться в том же направлении, что и российский, — объясняет декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев.

По словам эксперта, подорожание доллара и переход его курса за планку Br 9 тыс. за $ 1 являются прогнозируемыми и соответствуют запланированным на год колебаниям белорусского рубля. В конце минувшего года Совет Министров, утверждая основные прогнозные показатели социально-экономического развития, закладывал максимальный курс доллара на конец 2013 года в размере до Br 9,5 тыс.

Российский рубль действительно в последнее время чувствует себя не очень хорошо. С января по сентябрь его курс к доллару опустился на 9,7 %, а к евро — на 9,5 %. Ослабление рубля аналитики связывают как с ухудшением конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, так и с внешними событиями, такими как нестабильность в Европе, ужесточение денежно-кредитной политики США и так далее. В целом, причин для падения российской национальной валюты, по мнению аналитиков, более чем достаточно и «на орехи» заодно достается и рублю белорусскому.

В том, что соседнюю экономику, от которой наша очень зависима, «знобит», для нас нет ничего хорошего. И сложности эти касаются не только валютного рынка. Достаточно припомнить тот факт, что обесценивание национальных валют прежде всего делает более дорогим потребительский импорт. Это значит, что белорусские товары, которые наши предприятия поставляют на соседний рынок, становятся для россиян чуть дороже и спрос на них падает.

В целом, эксперты едины во мнении, что в условиях замедления темпов роста белорусской экономики ослабление рубля даже выгодно, поскольку способствует снижению бюджетного дефицита.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter