Как избавиться от ненужного габаритного хлама?

Правильно выбросить мусор

На днях около мусорных баков у моего дома всего за одну ночь «вырос» старый холодильник. Рядом виднелась скомканная упаковка от нового. Тут и думать нечего: кто-то из соседей, сделав новую покупку, тихонько вынес из дома старый хлам. Везти туда, где его собирают, — трата времени и денег. Так ведь проще. Потом кто-то поставил рядышком СВЧ, тостер и старый приемник. В итоге целая мини-свалка, которая и внешний вид портит, и экологичности территории не добавляет. Но, увы, наш двор далеко не исключение. И это при том, что с начала года продавцы крупногабаритной бытовой техники должны эти отходы у населения принимать. Выходит, народ попросту ленится воспользоваться удобной услугой? Или дело в самих магазинах? 

Новый «пассажир» БелВТИ-такси
Новый «пассажир» БелВТИ-такси

Сворачиваем в один из домов на проспекте Независимости. За рулем БелВТИ-такси — Сергей Мохитко, рядом — его коллега Александр Босак. Ребята занимаются тем, что ежедневно объезжают 20—25 адресов, по которым их ждут с нетерпением те, кто хочет избавиться от ненужного габаритного мусора. Они ловко ставят на специальную тележку то, что еще пять минут назад было предметом для беспокойства жильцов. Словом, закорючка в документе — и ваши проблемы решены. Как решены проблемы чистоты дворовых территорий. Машина, рассказывает Сергей Мохитко, может увезти около полутора тонн хлама. Это приблизительно 10 холодильников, 4 газовые плиты, 4 стиральные машины. Выезжает экипаж в восемь и работает до последнего заказа.

Звоним, домофон молчит. Неужто нас не ждут? Впрочем, проблема разрешается за несколько минут звонком по мобильному: ждут, спускаются, домофон не работает. Николай и Галина Новышные такой удобной возможности попрощаться с отработавшей техникой рады. Тут же стоит новенький холодильник, а рядом его видавший виды собрат. Чтобы избавиться уже одним махом от всего ненужного, тут же старая стиральная машина. Хвалят пунктуальную службу и признаются: если б ее не было, просто не знали бы, что делать.

Не под силу вынести старый телевизор и их соседке Майе Коноваловой: в доме нет лифта. Пожилая женщина не знала уже, кого и звать на подмогу, если бы не информация в жировке за квартиру. «Буду с этими ребятами дружить», — улыбается она. Ведь в планах — покупка нового холодильника. Не помощница в переноске тяжестей и ее гостья — внучка Александра. Она тоже приятно удивлена такой услугой. По ее словам, в Израиле, откуда она приехала, старую технику собирает старьевщик, который, проезжая по улице, сообщает о своем прибытии в рупор. 

Пластик — единственный отход, который идет на экспорт
Пластик — единственный отход, который идет на экспорт
  

Собственно, особой службе такси уже пошел третий год, рассказывает заместитель главного инженера БелВТИ Игорь Горбачев. Начиналось все в 2013-м, когда в Минске курсировал всего один автомобиль. Теперь их не без помощи ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» три, по одному — в областных центрах. «Когда мы только ввели эту услугу, удивились числу желающих ей воспользоваться. Сразу поступило около тысячи заявок, и автомобиль не справлялся, — вспоминает он. — Сейчас в месяц мы собираем около 70—80 тонн отходов электрического и электронного оборудования». Кстати, звонящие совсем не обязательно владельцы старой техники. Иногда это просто небезразличные люди, которые телефоны службы знают и сообщают: у подъезда такого-то дома стоит старый холодильник. Такие звонки без внимания не остаются, поскольку, если приехать на следующий день, старая техника может быть уже разобрана, а на земле виднеться лужица вытекшей при разборке вредной химии, которой дышат потом все жильцы.

И все же пока, говорит специалист, речь о прибыльности сбора крупногабаритной техники не идет. Чтобы приблизить цифру к безубыточности, нужно достичь показателя в 110 тонн. Вроде бы не так много, но стремиться есть к чему. Спасает то, что все же 70 процентов от общего числа отходов, с которыми имеет дело БелВТИ, — это то, что накопили юридические лица. Причем услуга сбора для них, в отличие от физических лиц, платная. «Согласно законодательству все юрлица, приобретающие технику, которая содержит драгметаллы, должны не только поставить ее на учет, — напоминает Игорь Горбачев, — но и после срока службы либо обеспечить самостоятельную переработку, либо сдать в специальную организацию, которая переработает и сдаст драгметаллы в Госфонд».

Другой стратегический отход — это пластмасса. От холодильников, телевизоров, мониторов и прочей техники. Это те отходы, которые, как оказывается, можно продавать. Экспортный мусор, а его образуется около 15 тонн в месяц, в полном объеме забирают Китай и Индия. Причем цены на пластик в зависимости от его цвета и качества варьируются от 200 до 400 долларов за тонну. У нас же пластик в силу того, что содержит некоторые горючие вещества, не перерабатывается. «Это для БелВТИ выгодно, — убежден специалист, — еще и потому, что такой отход не нужно захоранивать. Ведь захоронение стоит денег. Плюс экологическая составляющая». Что же касается экономических выкладок, он заверяет: затраты на прессовку пластмассы доходами от продажи вполне покрываются. А значит, если и не в большом плюсе, то хотя бы не в минусе.

Другой массово образующийся здесь отход — лом черного металла, который затем направляется на предприятие «Белвтормет». Меньше повезло стеклобою от кинескопов. Его приходится захоранивать. Хотя, по словам Игоря Горбачева, например, в Швейцарии эти отходы оставляют в горных впадинах, в труднодоступных местах в ожидании появления новых технологий.

А вот отработавшим батарейкам, которых в стране, кстати, уже накоплено приличное количество, повезло куда больше. На прошлой неделе, по словам собеседника, пришло уведомление, что выигран тендер по отправке отработавших батареек в Польшу. «Первые 20 тонн будут вывезены в течение двух месяцев, — говорит он. — Накоплено больше, но первая  важная отгрузка позволит пройти все этапы от сбора до утилизации для анализа и понимания ситуации, какой будет общий годовой объем сбора отработавших батареек, чтобы понять, насколько может быть целесообразным строительство собственного завода по переработке».

Но вот если со сбором батареек в стране все более-менее понятно и контейнеры можно увидеть практически в каждом магазине, то места складирования отработавшей крупногабаритной техники не только скрыты от глаз, но и не слишком рекламируются. На это сетовала и семья Новышных: из пяти магазинов, где они выбирали технику, совет относительно того, что делать со старой, им дали только в одном. А догадаться, не зная законодательства в части отходов, просто нереально.

«Магазины не слишком заинтересованы в организации сбора техники от населения, поскольку бонусы полагаются только ее импортерам, — поясняет ситуацию Игорь Горбачев. — Для них при ввозе следующей партии будут сделаны некоторые финансовые послабления. Для остальных это просто обязанность». Понимая ситуацию, организация решила жизнь магазинов максимально упростить, взяв на себя обязанности по сбору и переработке отходов. И проблема решается. Но есть другой вопрос: где найти площади, чтобы разместить внушительные контейнеры для сбора крупногабаритной техники? Пока, по словам собеседника, на это решились в торговой сети «Корона», где расположены 4 контейнера. Остальные временно используют под эти цели обычные склады, мусор с которых забирает БелВТИ. Но понятно, что ресурсы этих складов далеко не безразмерны.

Ясно одно:  и магазины, и людей, пока еще выбрасывающих мусор не по правилам, нужно стимулировать. И, возможно, не только штрафами. Прогресс, по словам Игоря Горбачева, заметен только по таким отходам, как батарейки и лампочки.

Справка «Р»

С 6 декабря 2014 года вступило в силу постановление Совета Министров № 1124, которое предусматривает организацию системы сбора электронных и электрических отходов от населения в торговых точках. В зависимости от размера торговой площади должен быть налажен сбор крупных или мелких высокотехнологичных отходов.

По данным ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», по всей стране это будет около 5 тысяч торговых точек. Что же касается крупной бытовой техники, такой сбор в идеале должен работать в 455 магазинах, но, по данным на 4 июня этого года, сбор организовали только 265.

Активнее всего работа идет в крупных городах. В частности, в Минске и областных центрах крупногабаритную технику у населения принимают «по звонку» — работает специальное такси БелВТИ. Уже за прошлый год объемы такого мусора в сравнении с предыдущими выросли в разы и составили только в Минске около 700 тонн.


А  хлам  і  зараз  там

алі прыязджаеш у глыбінку і бачыш старыя напаўразбураныя фермы і іншыя сельгаспабудовы, якія страцілі былы выгляд, становіцца страшнавата. Усё ж прывыклі мы ўжо да парадку на зямлі, ды і самі тэрыторыі, якія з цягам часу вызваляюцца ад смеццевага палону, заўсёды хочацца выкарыстоўваць па-гаспадарску. У гэтым ключы актывізацыя работы па ўключэнні ў гаспадарчы абарот нявыкарыстаных зямель прыйшлася дарэчы. Толькі за апошні час адышлі ў нябыт звыш трох тысяч старых пабудоў.

Здавалася б, чым не падстава для радасці? Але прыходзіцца прызнаваць: некаторыя гора-работнікі так спяшаліся, што ўвесь будаўнічы хлам з такіх пляцовак вывозіць паленаваліся, а папросту прысыпалі яго зямлёй. І такіх выпадкаў, як расказалі ў Мінпрыроды, было зафіксавана нямала. Асабліва вызначылася Мінская вобласць.

Самыя свежыя жні-веньскія праверкі ў ходзе абследавання Крупскага раёна Мінскай вобласці выявілі факты захавання адходаў, якія ўтварыліся ад зносу многiх сельскагаспадарчых аб’ектаў.

Акрамя таго, у ходзе аб-следавання прыпынена праца па зносе сельскагаспадарчых аб’ектаў, якія належаць ААТ «Травеньскае Агра» ў в. Ротань.

Мінпрыроды нагадвала пра парушэнні яшчэ з лістапада 2014 года. Але ва многіх выпадках, як гаворыцца, воз і цяпер там. У прыватнасці, гэта тычыцца праблемнай сітуацыі ў Стаўбцоўскім раёне, якая дасюль не вырашана.

І гэта нягледзячы на тое, што за несанкцыянаванае захаванне адходаў даво-дзіцца плаціць. Напрыклад, КСУП «Бабоўня» (Капыльскі раён Мінскай вобласці), ДУП «Вілейскае ПМС» (Вілейскі раён Мінскай вобласці), КСУП «Стайкі» і ААТ «Новая Вілія» (Вілейскі раён Мінскай вобласці) прад’яўлены прэтэнзіі аб кампенсацыі шкоды, нанесенай навакольнаму асяроддзю, на агульную суму больш як 158 мільярдаў рублёў.

На што спадзяюцца парушальнікі? На няпамятлівасць інспектараў Мін-прыроды?

Меркаванне

Міністр прыродных рэсурсаў і аховы навакольнага асяроддзя Андрэй КАЎХУТА:

— Вельмі дрэнна, што тэрміны выканання рэкамендацый Мінпрыроды для такіх парушальнікаў не прапісаны дакладна. Тры-чатыры тыдні для ліквідацыі праблемы, улічваючы той факт, што прыродзе наносіцца істотная шкода, лічу недапушчальным. Будзем працаваць над тым, каб тэрміны выпраўлення былі істотна скарочаныя і гэта было прапісана дакументальна.

veraart14@mail.ru    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter