Правильная жалоба — половина успеха.

Кто отменяет судебные решения и кому жаловаться на участкового?

Словосочетание “одно окно” многие восприняли как возможность отправлять одну жалобу во все инстанции сразу. А ведь у каждого заявления есть собственный путь, который прописан в Законе об обращениях граждан. Чтобы не тратить время зря, надо знать, кто и за что отвечает.

На вопросы о том, какие ошибки допускают заявители и какие проблемы можно решить с помощью управления внутренних дел, отвечает подполковник милиции Владимир Пронько, заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики УВД Витебского облисполкома.

— В последнее время к нам часто обращаются не по адресу, — говорит Владимир Михайлович. — Например, часто граждане не согласны с решением об отказе в возбуждении уголовного дела, принятом в РОВД, и пишут жалобу и нам, и в Комитет госконтроля, и в Администрацию Президента. А по закону такое решение можно обжаловать только в прокуратуре или в суде.

— И, наверное, ваши ответы о том, что жалоба отправлена в прокуратуру, многие воспринимают как отписку?

— Конечно, ведь каждый рассчитывает, что его обращение будет рассмотрено быстро и по существу. Но когда дело об административном правонарушении уже рассмотрено в суде, нет смысла писать в УВД, что судья принял несправедливое решение, потому что участковый неправильно собрал материал. Даже если мы выясним, что заявитель прав, мы не можем отменить решение судьи. Его можно обжаловать только в суде, причем в течение десяти дней. А люди тратят время на переписку с нами и не успевают обжаловать решение в законном порядке. Потом им приходится подавать исковое заявление и платить госпошлину. В итоге человек страдает и думает, что чиновники специально затягивают время и водят его по кругу.

— Но ведь в каждом судебном постановлении пишут о порядке его обжалования...

— Действительно, информация об этом есть и во всех решениях РОВД, но почему-то люди полагают, что мы, как вышестоящая организация по отношению к районному отделу внутренних дел, можем повлиять на любую ситуацию, которая касается сотрудников милиции. Однако в нашу компетенцию не входит разрешение вопросов, которые должны рассматриваться в порядке уголовного, гражданского или хозяйственного судопроизводства и порядке, определенном Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях. То есть мы не вправе пересматривать решения прокуратуры или суда.

— Рассмотрение каких жалоб входит в компетенцию управления внутренних дел?

— Есть административные правонарушения, по которым постановление выносится руководством районных отделов внутренних дел. Это касается, например, распития спиртных напитков в общественном месте. Если гражданин не согласен с принятым решением, первоначально он должен опять обратиться к начальнику райотдела, а потом уже писать в УВД, приложив копию предыдущего ответа на его протест. В этом случае мы можем пересматривать постановление либо оставить его в силе, либо отменить и направить на новое рассмотрение, либо прекратить административный процесс, если там нет состава правонарушения.
Естественно, к нам можно обращаться с жалобами на действия сотрудников милиции. Если милиционер нагрубил, превысил полномочия, не провел проверку или несвоевременно принял меры. Причем, если вы, например, не довольны участковым, сначала следует обращаться к заместителю начальника либо к начальнику РОВД. Если ответ не устраивает, тогда уже в УВД.

— Кроме обращения не по адресу, какие еще ошибки допускают заявители?

— Часто граждане не знают, как правильно написать заявление. Есть определенные требования, оговоренные законом, которые предъявляются к обращениям. Например, человек направляет нам жалобу на одного из начальников РОВД и при этом пишет от имени другого лица. Чтобы представлять чьи-то интересы, он обязан приложить к документам нотариально заверенную доверенность. Если ее нет, мы со своей стороны, конечно, назначаем ведомственную проверку указанного факта, но заявителя о результатах не уведомляем. Ему же пишем, какие документы необходимы для рассмотрения его обращения. При желании он может обратиться повторно.
Законодательство дает нам право оставить письмо без рассмотрения, если оно не содержит необходимых данных о заявителе, изобилует оскорблениями, если его невозможно прочесть. Могут также не рассматриваться повторные обращения, если в них не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства. В этом случае гражданам сообщается, что переписка прекращена.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter