Правила приема

Чем ТС может помочь трем государствам на пути к ВТО?

Региональная интеграция становится основным инструментом вступления Беларуси в ВТО

На международном круглом столе, посвященном процессу присоединения нашей республики к Всемирной торговой организации, не менее пристальное внимание было уделено Таможенному союзу. Соглашение о создании союза «тройки», о котором было объявлено в 2009 году, заставило серьезно переформатировать весь переговорный процесс. Сначала появилась идея вступать в ВТО всем вместе, но оказалось, что это противоречит законодательству этой организации. Однако каждая из стран — членов ТС ведет переговорный процесс с оглядкой на своих партнеров. Сегодня, когда мировая экономика оказалась перед необходимостью фундаментальной перестройки, а Россия как один из членов ТС вплотную подошла к присоединению к ВТО, разговор о вступлении Беларуси как нельзя более к месту, сделали вывод международные эксперты.

Между тем переговоры нашей страны с самой крупной и влиятельной торговой организацией, по правде сказать, несколько затянулись: они начались еще в 1993 году. «Опасаться этого не стоит, есть государства, которые ведут переговоры еще дольше», — заверил специалист по экономическим вопросам отдела присоединений Секретариата ВТО Димитар Братанов. В то же время он привел некоторые цифры, заставляющие усомниться в его словах. Так, в начале 1995 года членами ВТО являлись 128 государств, и на них приходилось 89 % мировой торговли. В этом году организация объединяет уже 153 страны с их долей 97 %. В Секретариате ВТО прогнозируют, что в 2012-м объединение пополнится еще 4 новыми членами, имея в виду и Российскую Федерацию. «Чем дольше Беларусь не вступает, тем больше государств, с которыми надо вести переговоры. Кроме того, правила приема могут осложниться», — пояснил эксперт.

Чем существование Таможенного союза может помочь трем государствам на пути к ВТО? «Мы не зря обсуждаем эту тему в увязке с нашими интеграционными процессами, потому что на самом деле многие вопросы в рамках ТС решаются с учетом правил ВТО», — пояснил заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов. По его словам, уже сейчас бизнесу пора готовиться к работе в условиях достаточно жесткой конкуренции, поскольку правила будут либерализироваться вне зависимости, происходит это в рамках «тройки» или на уровне глобальной международной системы. «Возможно, формируя Таможенный союз, мы не все моменты учли, но мы работаем над ошибками и корректируем законодательную базу объединения, чтобы максимально соответствовать мировым требованиям», — подчеркнул Александр Гурьянов.

В свою очередь представитель Минэкономразвития РФ Михаил Черекаев рассказал, что Россия находится на завершающей стадии вступления. Ожидается, что уже в середине ноября этого года будет формально утвержден итоговый доклад по вступлению России в ВТО, а окончательное решение может быть принято в ходе министерской конференции организации 15—17 декабря. «Надеемся, что после этого мы получим дополнительный рычаг поддержки наших партнеров по Таможенному союзу на пути присоединения к ВТО», — пояснил Михаил Черекаев. Что касается Беларуси, то в настоящее время эксперты Секретариата ВТО работают над пересмотром единого резюме, в которое вошла вся документация по присоединению нашей страны. «В последнее время информации достаточно, чтобы вести эту работу, — рассказал Димитар Братанов. — Необходимо как можно быстрее завершить ее и перейти к переговорам в Женеве». Последний раунд таких переговоров состоялся в 2005 году, и это достаточно большой перерыв в работе. В последние годы процесс ведется на уровне неформальных консультаций. Димитар Братанов напомнил, что Беларусь уже завершила двусторонние переговоры с 10 странами — Арменией, Болгарией, Китаем, Индией, Кыргызстаном, Молдовой, Панамой, Турцией, Кубой и Доминиканской Республикой. Еще с 12 государствами переговоры продолжаются. Однако все идет к тому, что уже заключенные соглашения придется пересматривать, поскольку все они были подписаны до формирования Таможенного союза, и тогда действовали другие правила, включая тарифные. Например, у Казахстана до его вступления в ТС были заключены практически все соглашения, но сейчас принято решение их скорректировать. «Скорее всего, такое же решение будет принято и в отношении Беларуси», — добавил представитель Секретариата ВТО.

Переговорный процесс по присоединению России к Всемирной торговой организации еще до того, как было объявлено о создании ТС, был практически завершен, вспоминает Михаил Черекаев. «Решение о начале интеграции в рамках «тройки» сильно повлияло на вступление всех трех стран в ВТО», — добавил он. Основная причина в том, что часть полномочий по регулированию внешней торговли была передана с национальных уровней на наднациональный. Тогда возник вопрос: в каком формате присо­единяться странам ТС? Несколько месяцев ушло у международных экспертов на то, чтобы сделать свое заключение о том, что интеграционное объединение не может вступать в ВТО единым блоком, так как не обладает рядом необходимых компетенций. Однако тремя странами создана единая переговорная делегация, которая координирует процесс интеграции ТС в многостороннюю торговую систему.

Для участников международной системы важен тот факт, что Беларусь, Россия и Казахстан в мае 2011 года подписали договор, который включает в себя несколько основных положений. Во-первых, обязательства уже присоединившегося к ВТО одного из партнеров становятся частью правовой системы Таможенного союза. Во-вторых, в случае конфликта обязательств в рамках ВТО и ТС превалируют те, которые действуют в ВТО. И, наконец, результаты тарифных договоренностей становятся единым таможенным тарифом. Сейчас этот документ проходит процедуру ратификации (Беларусь ратифицировала 4 ноября), и государства ВТО в преддверии вступления России в эту организацию внимательно наблюдают, когда она завершится. Это своего рода гарантия, что новые члены будут действовать в соответствии с принятыми правилами.

Безусловно, в ходе обсуждения вопросов присоединения к ВТО нельзя не учитывать те процессы, которые происходят в мировой экономике. В том, что идет коренная перестройка основ международной торговли, мало кто сомневается. И это наложит свой отпечаток на деятельность самой организации и всех ее членов. «Развитые страны уже не являются двигателем роста глобальной экономики, и не они определяют правила игры. Раньше было популярно выражение: если США чихают, то весь мир подхватывает простуду. Сегодня это не так», — высказал свою точку зрения ведущий экономист регионального бюро ПРООН по Европе и СНГ Бен Слэй. По его словам, все чаще надежды на улучшение ситуации связывают со странами БРИКС — Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР. Как оценивать эти новые тенденции, преломляя их на экономику конкретной страны? «Единого рецепта для всех не существует. Но лично я уверен, что развивающимся экономикам более свободные правила торговли и движения капиталов принесут гораздо больше пользы, чем создание барьеров», — подчеркнул экономист.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter