Новые правила для электросамокатов вызвали жесткую дискуссию

Правила мобильности

МВД инициировало изменения в Правила дорожного движения, касающиеся пользователей индивидуальных колесных средств передвижения на электротяге, сообщает ­БЕЛТА. Изменения в ПДД определят четкий статус лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности. Их приравняют к пешеходам. Передвигаться на таких устройствах будет необходимо по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствия другим участникам дорожного движения. Предусмотрены и другие новации.


Авторов «Спор-клуба» эта новость заставила сойтись в жесткой дискуссии насчет полезности устройств, о которых идет речь в сообщении агентства. Один настроен крайне нетерпимо к электросамокатам и предлагает вовсе их запретить, обосновывая это повышенной опасностью таких аппаратов. Другой, напротив, склонен видеть в этих средствах передвижения примету прогресса, предрекая им большое будущее. Рассудит непримиримых наш рефери, выбрав победителя в этом споре.

Извольте увернуться!

«За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие — расплачиваться»

(Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании).


Это, разумеется, прекрасно, Дмитрий, что у МВД наконец-то дошли руки до всех этих новинок передвижения — самокатов, моноколес и прочих сегвеев с прыткими электротабуретками. Но к чему ограничиваться полумерами и пытаться как-то обуздать безумные маневры пользователей этих штуковин? По-моему, их надо просто запретить как средства повышенной опасности. Автомобили тоже являются таковыми, но они движутся по безлюдной проезжей части. А электросамокаты сейчас принудительно окажутся на тротуарах, среди мамаш с колясками, детей, стариков и других пешеходов. Впрочем, они и раньше там лавировали среди толпы, но вскоре, когда инициированные МВД нововведения будут приняты, станут рассекать тротуарное пространство на законных основаниях. Теперь и замечания им не сделаешь: все по правилам, просто извольте увернуться. Мало нам было велосипедистов, занимающихся слаломом среди людей, так теперь еще и самокатчики с моноколесниками дополнят степень угрозы для мирно прогуливающихся горожан.

Забавные игрушки, не спорю. Я даже сам как-то со свистом пролетел на одной из них, взяв у соседа прокатиться. Признаюсь, стало не по себе от скорости, которую развило его двухколесное электрическое устройство, километров 30 в час. А ведь на рынке уже появились модели, способные мчаться и под 80 км/ч! Именно поэтому, на мой взгляд, их и следует запретить. Хватит, наигрались! Любой пользователь персональных беззвучных скоростных средств передвижения представляет опасность не только для окружающих, но и для самого себя. В июле в Минске автомобиль, двигаясь по двору, сбил мужчину с 9-летней девочкой, которые ехали на электросамокате. Пострадал ребенок. В том же месяце на пешеходном переходе попал под машину 28-летний владелец самоката. Подобные случаи происходят, потому что водители высматривают пешеходов, двигающихся с определенной скоростью, и вовсе не рассчитывают, что перед ними вдруг резко вылетит безмолвная статуя на странном, но быстром девайсе. 

Самокатчики врезаются друг в друга и в невинных пешеходов, наезжают на детей и домашних питомцев. А уж сколько молодых людей получили травмы, свалившись с моноколеса или наехав на бордюр, никто уже и не считает. Хотя в России впервые раскрыли число аварий с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности за первое полугодие 2021-го: их произошло 180. В этих ДТП погибли пять человек, 188 получили различные повреждения. Не слишком ли высока цена за развлекательные покатушки?

Дмитрий, человечество регулярно изобретает разные приспособления для облегчения жизни, но это же не значит, что все они должны обязательно внедряться в ежедневное пользование. Скажем, выдумали как-то костюм-швабру для младенца, чтобы он не просто ползал по полу, но заодно бы и мыл его. Здорово, да? Народ улыбнулся, да и забыл. Или вот сочинили автомобильную… сушилку для белья. Развесил майки с трусами на крыше машины, пронесся по кольцевой — все и высохло. Зря старался изобретатель, массы опять отвергли идею. Зонтики для ботинок, охладитель для лапши, аппарат для изготовления снежков — все эти безвредные глупости ждала одинаковая судьба: люди попробовали, оценили эффективность, посмеялись и отказались. В случае с электрическими устройствами для передвижения отказаться от них надо еще быстрее — ведь они еще и опасны. А полезности, например, для здоровья — ноль. Велосипеды хотя бы заставляют напрягаться, испытывать физическую нагрузку, а электрические устройства предлагают ту же гиподинамию, которую мы испытываем в офисных или автомобильных креслах. Тогда для чего же они нужны? Всего лишь для перемещения из точки А в точку Б? Так, в белорусских городах отлично развит общественный транспорт, да и службы такси стали весьма демократичны в ценовом смысле. Быстро, недорого, доступно. А главное — безопасно!

rud@sb.by

Амперы против литров

«Между оптимистом и пессимистом есть забавное различие. Оптимист видит пончик, а пессимист — дырку!»

(Оскар Уайльд, ирландский поэт, драматург, писатель).



Привычный нам личный и общественный транспорт давно уже перестал быть средством для свободного передвижения. Поэтому, Роман, я не могу согласиться с вашим категоричным мнением. Бесконечные пробки, заторы на дорогах, платные парковки и их отсутствие — основные проблемы автолюбителей. Все это неведомо только для счастливых обладателей транспортных средств на электродвигателях с аккумуляторами. Нет, речь идет не об электромобилях, а о миниэлектротранспорте: самокатах, скутерах, сегвеях и т.п. Их еще объединяют аббревиатурой СИМ — средства индивидуальной мобильности. На них всегда можно проехать там, где не пройдет автомобиль, мотоцикл и даже мопед. Очень жаль, Роман, что вы не поняли до конца преимуществ этих компактных, но очень функциональных машинок. На них можно свободно передвигаться по пешеходным зонам и тротуарам, огибая любые препятствия. Самое главное, что им не страшны никакие пробки, а маневренность — одно из главных преимуществ перед автомобилями. 

Владельцам электросамокатов и подобного личного транспорта не приходится тратиться на бензин и дорогие запчасти, да и сам миниэлектротранспорт уже относительно недорогой и дешевеет с каждым годом. Медленно, но уверенно растет и самый важный показатель этих сравнительно новых средств передвижения — запас хода, который уже в среднем составляет около 60 километров на одной зарядке, а в более дорогих комплектациях может достигать 100. Не удивлюсь, что в момент публикации на какой-нибудь выставке представляют модели и с более высокими характеристиками — пределу совершенства в техническом мире нет. Согласитесь, Роман, разве это не причина задуматься о такой альтернативе в перенасыщенных углеводородным транспортом городах? Об экологическом эффекте вообще молчу: он более чем очевиден. Более того, электросамокаты очень компактны: практически любая модель может складываться и легко помещается не только в лифт, но и, при желании, под офисный рабочий стол. Думаю, коллега, что все ваши обиды и претензии к миниэлектротранспорту просто растворятся в его преимуществах, если вы глубже рассмотрите предмет нашего спора. В конце концов, нельзя быть таким ретроградом: на современные проблемы надо и реагировать по-современному, инновационно. Так можно и к конным упряжкам вернуться — тоже экологично, недорого, сравнительно маневренно и быстро…

Кстати, за конкретными примерами далеко ходить не надо. Уже и в нашем учреждении есть те, кто с лихвой ощутил на личном опыте все то, о чем я сейчас говорю. Мне удалось поговорить с одним из коллег — человек с успехом и комфортом ездит на работу и домой на электросамокате и больше в метро спускаться не хочет. Пообщайтесь, Роман, с этими людьми, узнаете много нового для себя. Люди массово пересаживаются с автомобилей на электросамокаты. Особенно динамично эта тенденция развивается в западных странах: в теплый сезон до 40 % жителей США и Германии используют именно этот вид личного транспорта, а Китай, Япония и Россия уверенно приближаются к цифрам такой статистики. Нарастает активное участие в этой тенденции и белорусов. Еще один важный, на мой взгляд, момент. Когда я впервые покатался на электросамокате, понял, что он очень популярен не только из прагматичных соображений, о которых мы говорили. Этот процесс сопровождается, без преувеличения, бурей эмоций и массой удовольствия. Представьте, как классно в жаркую летнюю пору прокатиться с ветерком по парку, отключив свой мозг от рабочей суеты! Будьте более оптимистичны, Роман. Ведь можно уже с уверенностью сказать, что такой транспорт ждет судьба смартфонов: через пару-тройку лет он будет у каждого.

shamko@sb.by

Брейк

Настала пора признаться: искренне и всем сердцем ненавижу велосипедистов, гоняющих по тротуарам. До темноты в глазах и скрежета зубовного. Сюда же отправим «молодых и креативных» на моноколесах, сегвеях и прочей электронной нечистой силе. Самокаты, правда, будят у меня ностальгию по советскому детству, но мы в свое время пользовались скромными фанерными конструкциями, которые требовалось разгонять, отталкиваясь ногой, и вред причинить могли разве что самим себе, свалившись в пыль и разбив коленку. Каждый раз, когда я вижу, как по тротуару, раздуваясь от ощущения собственной крутизны, несется велосипедист или самокатчик, нервно вздрагиваю: а вдруг он покалечит чьего-то дедушку? Наедет на беременную женщину и спровоцирует выкидыш? Собьет насмерть малыша, который радостно топает по тротуару рядом с мамой? В этом споре я однозначно на стороне Романа: свобода одного заканчивается там, где начинается безопасность другого, и исключений из этого принципа быть не может. Другой вопрос, что я против абсолютных запретов: кататься можно, но следует отвести для этого специальные зоны, например, в городских парках. И чтобы непременно был поблизости медпункт с толковым фельдшером, который окажет первую помощь в случае травмы. Или второй вариант: разработать жесткий свод правил, каждому средству передвижения присвоить номер, и пусть желающие гонять на великах или скутерах сдают на права в ГАИ. Тогда и ответственности, и порядка резко прибавится. И с места ДТП так просто не скроешься, а сейчас это сплошь и рядом: снес прохожего своими колесами и помчался дальше, нас не догонят. Нет уж, давайте это прекращать.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter