Правила концертного движения

Кто не любит хороший концерт? Однако за считанные мгновения все может обернуться трагедией... Под гитарным грифом

Кто не любит хороший концерт? Однако за считанные мгновения все может обернуться трагедией...


После убийства чернокожего фаната в 1969 году группа Rolling Stones на шесть лет перестала исполнять Sympathy for the Devil. Песню, которая, как утверждали в то время газеты, инициировала беспорядки... Причем Джаггер тогда несколько раз останавливал концерт, угрожая прекратить выступление, если публика не угомонится. Но остановить массовый психоз 300 тысяч зрителей гораздо труднее, чем предупредить его. Собирался тот зритель стрелять в Джаггера, как Чапмен в Леннона, или просто решил пошутить, сейчас уже не узнаешь. Но, возможно, обычная сверхактивность Джаггера на сцене отчасти и объясняется его нежеланием быть статичной мишенью...


Beatles, столкнувшись с истеричным массовым психозом публики и не будучи в силах с ним справиться, вообще прекратили выступать с концертами. Ну а Rolling Stones постепенно на горьком опыте выработали правила организации и проведения своих шоу, делающих их максимально безопасными для зрителей и самих артистов.


В 1998 году я организовал автобусную поездку минских любителей музыки Rolling Stones на их концерт в Москву, на стадион «Лужники». Как опытный концертирующий музыкант о музыке любимых мной «роллингов» говорить не буду — боюсь показаться многословным, а вот как организатор просто обязан рассказать о своих наблюдениях.


Устроители концерта все предусмотрели заранее: несмотря на аншлаг, никакой давки не было. Станции метро, примыкающие к месту общего сбора, закрыли, и народ сходился–расходился пешком, без ненужной спешки и толчеи. Зато вход на стадион открыли задолго до концерта, и люди спокойно могли занять свои места. Чтобы никто не успел заскучать, на разогрев пригласили группу «Сплин» («...а ты жуй, жуй свой «Орбит» без сахара»), которую поклонники «роллингов» скоро закидали всяким мусором (после, помню, еще долго убирали сцену)... Впрочем, пронос на концерт алкоголя и других нежелательных жидкостей и предметов был запрещен, это строго контролировалось.


К моменту появления кумиров желающие стоять поближе к сцене были уже там, остальные комфортно устроились на своих местах, на трибунах (в том числе и мы). Причем на футбольном поле, где люди наблюдали концерт стоя, предусмотрели даже проходы между секторами зрителей, чтобы обеспечить быстрый выход из толпы, если это кому–то вдруг понадобится.


Охранников на поле было много. Но не в раздражающей рок–фанов милицейской форме, а в черных хлопковых майках. Причем все они были безоружны и очень дружелюбны по отношению к зрителям. Об этом, как я узнал, позаботился сам Мик Джаггер. Он же поставил еще одно условие организаторам: билет на футбольное поле не должен стоить дороже 25 долларов, чтобы любой фанат мог его приобрести и заранее устроиться у сцены, не стараясь прорваться туда штурмом.


И шоу началось... Появились фантастические, поражающие воображение декорации, вслед за ними — невероятно длинный выдвижной телескопический мост, по которому «роллинги» выходили над головами зрителей на специальную сцену, чуть ли не на середину поля. Огромный овальный экран позволял видеть их лица с любой трибуны... Хотя мы не клипы пришли смотреть и получали огромный заряд энергии от одного только появления этих легендарных личностей: Мика Джаггера, Кита Ричардса, Чарли Уотса, Ронни Вуда... Действительно, не было никакой нужды ломиться к сцене, хотя с центральной трибуны, где мы сидели, артисты казались совсем маленькими. Зато звучала великая музыка, которая для каждого из нас была частью нашей жизни, частью нас самих, которая отменяла законы гравитации...


Кстати, кроме огромного экрана, существует еще один фактор, снижающий стремление зрителей пробиться поближе к сцене, — это современное трехрядное расположение звуковой аппаратуры, обеспечивающей одинаково комфортное звучание группы для всех зрителей на стадионе. Раньше вся звуковая аппаратура располагалась на сцене, и сотни киловатт грозили порвать стоящим напротив зрителям барабанные перепонки, в разы превышая безопасный предел звукового давления. А в задних рядах было плохо слышно, потому что поток звука часто гасил встречный или боковой ветер... У Rolling Stones первая линия голосовой аппаратуры была на сцене, вторая — в середине футбольного поля и третья — перед дальними трибунами, так что все прекрасно слышали все и к сцене особенно не рвались.


К сожалению, у нас аппаратура устанавливается по старинке — только на сцене. То ли из экономии, то ли по неразумению звукорежиссеров... Но и сами артисты должны очень продуманно общаться со своими зрителями, ведь слово не воробей: упустишь — не поймаешь. Иногда от произнесенной в микрофон единственной фразы зависят жизни людей!


B молодости я играл на огромной танцплощадке в минском парке 50 лет Великого Октября. «Корчи», как ее прозвали в народе, была намоленным для рокеров местом — здесь, на расположенном рядом стадионе, однажды выступил даже Роберт Плант! В былые времена тут случались массовые побоища, когда стенка из нескольких сот человек из одного района шла на такую же стенку из другого района города. Зрелище не для слабонервных. Немногочисленные милиционеры и дружинники благоразумно прятались на время драки: враждующие стороны могли объединиться против общего врага... В подобных ситуациях, когда атмосфера наэлектризовывалась и вот–вот могла взорваться, по–настоящему действенным средством было одно: начинать играть спокойную музыку. Она позволяла выиграть время и дать остыть эмоциям. Ситуация разряжалась...


В общем, эти правила, как и правила дорожного движения, кровью писаны, но если их соблюдать, все будут живы, здоровы, довольны и счастливы.


Чего всем и желаю!


Геннадий СТАРИКОВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter