Правила хорошего торга

В Минторге считают, что рубль должен быть не длинным, а… свежим

В Минторге считают, что рубль должен быть не длинным, а… свежим

Все мы покупатели. Продукты, одежда, обувь, бытовая техника — вот лишь небольшой перечень того, что человек постоянно приносит из магазинов домой. Покупатели создают спрос на товары, продавцы пытаются его удовлетворить, а задачу, как это лучше сделать, решает Министерство торговли. О том, как будут меняться цены на товары, о последствиях ажиотажного спроса на них, а также о нововведениях при открытии торгового бизнеса в интервью «Р» рассказал первый заместитель министра торговли Республики Беларусь Александр ЗАБЕЛЛО (на снимке).

— Александр Леонидович, весной на потребительском рынке страны сложилась, мягко сказать, непростая ситуация — девальвация вызвала рост цен, наблюдался ажиотажный спрос населения на многие продовольственные и непродовольственные товары, сократился ассортимент товаров. Как в этих условиях работали предприятия торговли?

— Главный оценочный показатель развития торговой отрасли — объем розничного товарооборота. За январь — июнь он составил Br 42,8 трлн., что в сопоставимых ценах на 17,8 % больше, чем в первом полугодии 2010 года. Население значительно увеличило покупки многих товаров. Так, объемы продажи стиральных машин возросли почти в 2 раза, синтетических моющих средств, холодильников и строительных материалов — в 1,5—1,6 раза, муки, масла растительного, макаронных изделий — на 22—26 %.

В условиях повышенного, а зачастую и ажиотажного спроса на всех уровнях управления были приняты оперативные меры по опережающему получению товаров от предприятий промышленности.

Конечно, на организации торговли легла большая нагрузка. Хотел бы особо подчеркнуть, что потребительский рынок республики обеспечивался и обеспечивается в основном за счет товаров белорусского производства. В стране сегодня производится более 50 тыс. наименований товаров. Доля их продажи в розничном товарообороте торговли за первое полугодие 2011 года составила 75,3 %, в том числе по продовольственным товарам — 84,8 %, непродовольственным — 62,7 %. По целому ряду продовольственных товаров спрос в рознице практически полностью удовлетворяется за счет белорусской продукции. Чтобы стабилизировать ситуацию на потребительском рынке, Минторг совместно с другими министерствами и ведомствами организовал оперативное управление товарными «потоками»: утверждались графики поставки по соли, крупе, сахару, макаронным изделиям, холодильникам, стиральным машинам, цементу, синтетическим моющим средствам. Оптовые базы работали без выходных дней. Иногда отгрузка товаров не останавливалась даже в ночное время. В результате нам удалось стабилизировать ситуацию, и к июню она стала обычной.

— А как же очередной всплеск спроса на сахар?

— Ситуация с сахаром уже в который раз за этот год заставляет поволноваться и предприятия торговли. Традиционно именно в июле, когда начинается период закаток, реа-лизация сахара максимальная. Но нынешним летом закупки населением сахара превысили все ожидаемые прогнозы. Для примера скажу, что обычная среднедневная реализация сахара в Минске составляет 60—70 тонн. А только 21 июля было реализовано 740 тонн, то есть в 12 раз больше. Чтобы продать столько сахара, пришлось вывезти с оптовых баз 12 вагонов этого продукта, раздать его по крупным и мелким торговым точкам. Это даже по физическим меркам колоссальный объем работы. Поэтому базы вынуждены работать практически круглосуточно. Виной всему — слухи об увеличении цены на сахар, хотя известно, что до нового урожая сахарной свеклы этого точно не произойдет. Для сохранения прежней цены есть все необходимые предпосылки. Сегодня уже произведенные 92 тыс. тонн сахара находятся на сахарных заводах. До 5—6 сентября, когда начнется массовая переработка свеклы нового урожая, будет произведено еще около 44 тыс. тонн. В июле мы прогнозируем продажу 30 тыс. тонн сахара, то есть его с избытком хватит до поставок сахара из свеклы нового урожая. Конечно, у тех, кто стоит за торговыми прилавками, работы добавится. Но для торговли и перерабатывающих предприятий дополнительные продажи — это дополнительный доход. И для бюджета увеличение спроса тоже фактор положительный.

— Минторг решительно настроен на то, чтобы не завышать цены и сделать торговые надбавки минимальными. Насколько это удается? Каков вклад торговли в снижение цен?

— Хочу отметить, что рост цен, в частности на основные продукты питания, такие, как хлеб, молоко и мясо, — это общемировая тенденция, которая, согласно прогнозу специалистов, в ближайшие месяцы сохранится. Политика нашего государства носит социально ориентированный характер. Поэтому определен перечень социально значимых товаров, торговые надбавки на которые ограничены в размере от 8 до 30 %. В том числе на мясо, молоко, хлеб, крупы, масло растительное и сливочное и другие продукты. Для недопущения необоснованного роста розничных цен Минторг постоянно осуществляет их мониторинг. В результате индекс потребительских цен в июне текущего года по сравнению с маем составил на продовольственные товары 108,6 %, на непродовольственные — 110,7 %, что значительно ниже по сравнению с ростом цен в мае по отношению к апрелю, когда такой рост был соответственно 113,1 % и 120,4 %.

По инициативе Минторга облисполкомами и Мингорисполкомом проводится работа по заключению соглашений с торговыми организациями о снижении применяемых торговых надбавок. Так, между Мингорисполкомом и 36 организациями торговли 11 мая было подписано соглашение, предусматривающее снижение торговой надбавки на
18 товарных групп основных продовольственных товаров и 23 группы непродовольственных товаров. Соглашение подписали крупнейшие торговые сети «Рублевский», «Соседи», «Алми», гипермаркеты «Простор», «Гиппо», «Материк».

Продажу товаров по сниженным ценам в стране осуществляет сегодня около 11 500 магазинов. Со снижением торговой надбавки работают около 4200. Многие магазины активно применяют скидки от стоимости покупки, а также VIP-карты. В направлении снижения цен мы активно работаем и с производителями продукции. В результате совместной работы организаций торговли с поставщиками цены упали в 850 магазинах. Например, ОАО «Пинский мясокомбинат» снизил отпускные цены на вареные колбасы, сосиски на 5 %, а предприятия торговли Пинска уменьшили торговую надбавку на данную продукцию на 5—10 %. ОАО «Савушкин продукт» снизило отпускную цену на соки на 15 %, а торговые предприятия уменьшили свою надбавку на этот товар на 10 %. Особое внимание уделяется отдельным категориям малообеспеченных граждан — пенсионерам, студентам, многодетным семьям. Отмечу, что, предоставляя скидки и проводя акции, торговые предприятия ничего не теряют, а только находят. Как говорят в Бобруйске: рубль должен быть не длинным, а свежим, то есть за счет увеличения объемов продаж возрастает и прибыль торговли.

— Перед Минторгом поставлена задача не только проводить работу по насыщению внутреннего рынка страны, но и продвигать на внешние рынки товары отечественного производства, а также развивать белорусские товаропроводящие сети за рубежом. Каковы сегодня успехи в этой области?

— Действительно, работа по продвижению отечественной продукции на рынки ближнего и дальнего зарубежья способствует сокращению отрицательного внешнеторгового баланса страны и зарабатыванию столь необходимой для экономики валюты. В этом вопросе наше министерство выступает координатором мероприятий, львиная же доля работы по продвижению отечественной продукции за рубежом лежит на ее производителях. Отмечу, что в январе—мае текущего года темп роста экспорта товаров белорусских производителей составил 161,2 % к уровню соответствующего периода прошлого года. Особо подчеркну, что стоимостные объемы экспорта товаров в апреле и мае текущего года превысили $ 3,5 млрд. в каждый из этих месяцев. Это самые высокие значения за всю новейшую историю нашей страны.

Достижению высоких результатов способствует наличие развитой и стабильно работающей товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, которая сегодня охватывает более чем 150 стран мира. Она насчитывает более 3750 субъектов. Особое значение мы придаем созданию субъектов товаропроводящей сети с белорусскими инвестициями в форме совместных предприятий. К началу второго квартала нынешнего года Беларусь за рубежом представляли 313 подобных субъектов. За последнее время существенно расширилась их география — на 35 государств. В перспективе зарубежная товаропроводящая сеть охватит не только традиционные страны, но и рынки США, Швейцарии, Испании, Вьетнама, ОАЭ, Кубы, Индии, Румынии, Венгрии, Австралии.

— Вопрос инвестиций всегда считался насущным для торговой сферы Беларуси. Ожидаются ли крупные финансовые вложения в белорусскую торговую сеть? Какие инвестиционные проекты прорабатываются уже сегодня?

— Хотел бы отметить, что отрасль торговли и услуг традиционно является привлекательной для инвесторов, как отечественных, так и иностранных. За пять месяцев текущего года в нашу отрасль привлечено более $ 100 млн. Это тем более важно, что торговля развивается очень динамично. За последние пять лет торговая сеть страны приросла более чем 9 тыс. торговых объектов. Развивается розничная торговая сеть за счет строительства и ввода в эксплуатацию крупных торговых объектов. Например, за 2006—2010 годы инвесторами, как отечественными, так и зарубежными, построено и введено в эксплуатацию 34 крупных торговых объекта, в стадии строительства находится еще 15 гипер- и супермаркетов. Так, в Минске открыты 3 гипермаркета «Простор», торговые центры «Глобо», «Титан», строительные гипермаркеты «Материк», «ОМА»; в Гродненской области — гипермаркет «Алми», в Минской области — дискаунтер «Евроторг», магазин «Соседи» в Молодечно.

Сейчас в белорусской столице идет реализация таких инвестпроектов, как «Многофункциональный комплекс на пересечении ул. Гамарника и Логойского тракта». Инвестором выступает ООО «Ланкорма», объем инвестиций — Br 20,3 млрд. В Витебской области строится торговый центр за счет вложений ООО «Табак-инвест», объем инвестиций — $ 19 млн.

В текущей пятилетке также будут введены в эксплуатацию торгово-логистический центр ИООО «Интерстройпортал-плюс» (Литовская Республика), сеть торговых объектов в Гомельской области (строительство финансирует группа литовских компаний в лице «Glera Solutions»), многофункциональный комплекс «Червенский» в Минске (ИООО «Дидас Интернешнл Групп», Иран). Будут реализованы и другие проекты.

— А как обстоит дело с техническим оснащением объектов торговли, с освоением и внедрением новых технологий?

— Здесь одно из главных направлений — развитие системы безналичных расчетов в крупных магазинах. На 1 января 2011 года в 12 832 объектах торговли и общественного питания установлено 21 873 платежных терминала для приема банковских пластиковых карточек, 1260 объектов оснащено специальными компьютерными системами. Сегодня в крупных магазинах республики рассматривается вопрос внедрения кассовой системы самообслуживания, так называемой Self-Checkout, которая позволит покупателю самостоятельно без участия кассира оформить покупку.

Еще одно направление технологического совершенствования — развитие электронной оптовой торговли. На Белорусской универсальной товарной бирже успешно функционируют 4 секции: металлопродукции, лесоматериалов, сельхозпродукции, промышленных и потребительских товаров. Объем биржевых сделок за 5 месяцев 2011 г. составил Br 1,790 трлн. Сегодня на бирже зарегистрировано свыше 8,3 тыс. участников биржевой торговли и клиентов биржевых брокеров, и этот показатель стабильно возрастает. В январе была введена в эксплуатацию межведомственная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров». Он служит информационной платформой для внедрения систем электронной торговли, совместимых с системами электронной торговли экономически развитых стран, и тем самым облегчает выход отечественных предприятий на зарубежные рынки. В настоящее время к этой системе подключились более 100 белорусских производителей продуктов питания и некоторые предприятия торговли.

И еще хочу сказать. Не о технологии, а о технике торговли. Недавно, посещая в Гомеле торговый центр «Линия», построенный с привлечением российского капитала, я обратил внимание на две особенности в его работе. Первое: над всеми кассами были расположены чекауты для продажи сигарет, а над двумя нет. Спрашиваю, почему? Отвечают, для удобства некурящих покупателей, которые не хотят терять время, пока впереди стоящий курильщик выберет себе сигареты. Второе: в этом торговом центре отказались от маленьких корзин для покупателей. Рассчитывают на психологию человека. Мол, ему будет неудобно положить в большую корзину мало товаров и он купит их побольше. Кому-то такие новшества нравятся, кому-то не очень. Я все это говорю к тому, что торговля и раньше была весьма восприимчивой к новым формам и методам реализации товаров и привлечению покупателей, а теперь, в век высоких технологий, просто обязана оперативно применять у себя самые новые технологии и методы. И все это, подчеркну, ради наших покупателей. Поэтому, пользуясь случаем, в преддверии нашего профессионального праздника — Дня работников торговли — хочу поздравить всех тружеников этой очень нужной жителям Беларуси отрасли и пожелать им в первую очередь выдержки и терпения. А еще бодрости духа, осуществления задуманного, удачи и только слов благодарности от покупателей…

— Известно, что Минторг активно занимается подготовкой проекта новой редакции Закона «О торговле». Чем вызвана необходимость внесения изменений в законодательство и насколько серьезно будет «переработан» текст закона, принятого не так уж и давно — в 2003 году?

— В наш стремительный век преобразования происходят очень быстро, и за не очень продолжительное время многое серьезно изменилось. Появились новые направления деятельности — розничные торговые сети, дискаунтеры, супер- и гипермаркеты, активно развивается сетевой принцип организации торговли. Поэтому необходимо принятие мер по антимонопольному регулированию розничной торговли, что и будет предусмотрено в разрабатываемом в настоящее время Законе «О торговле». В частности, предлагается запретить организациям торговли и поставщикам навязывать контрагенту условия о запрете на заключение договоров с другими субъектами хозяйствования, ставить условиями заключения договора требование о взимании платы за изменение ассортимента товаров, за размещение товаров на полках магазинов, осуществление иных операций в рамках торгово-технологического процесса и др.

Впервые в законопроекте предполагается записать, что субъект хозяйствования, который хочет начать свою деятельность в сфере торговли, вправе самостоятельно, без вмешательства каких-либо органов, определить вид, форму торговли, способы продажи товаров, специализацию и тип торгового объекта, ассортимент товаров и другие условия осуществления деятельности. В проекте закона планируется отразить основные принципы регулирования с учетом проводимой государством политики по либерализации в области торговли, а именно определить формы сотрудничества Минторга с союзами предпринимателей, которые предполагают участие некоммерческих организаций в разработке проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь в области торговли.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter