Как обучают будущих охотников

Правила хорошего тона для человека с ружьем

Как водительское удостоверение позволяет гражданину сеть за руль автомобиля, так охотничий билет дает ему право на владение ружьем. Удостоверение выдает только ГАИ и никто, кроме нее, билет — исключительно «Белгосохота». В обоих случаях перед получением желанного документа нужно сдать экзамен. Но до прошлого года имелась разница в процедурах. Потенциальному водителю нужно было обязательно пройти обучение в автошколе и получить соответствующее подтверждение, а будущий охотник мог изучить нужную программу самостоятельно.


На занятии курсанты стреляли по тарелочкам. А что потом?

Различие было устранено с 26 июня 2014 года, когда вступили в действие новые правила ведения охотничьего хозяйства, а также изменения в Указ Президента № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». С тех пор каждый соискатель госудостоверения на право охоты, приходя на экзамен, тоже обязан предъявить документ о прохождении подготовки. Понятно, что у законодателей были серьезные аргументы для введения этой нормы. Она, очевидно, из того же разряда, что и правила авиационной безопасности, про которые известно, что они написаны кровью.

Забегая вперед, скажу, что будущие охотники, с которыми я пообщался перед началом первого для них занятия, тоже не находят ее излишней и воспринимают всерьез. Занятия проходят под Минском, в Ждановичах на улице Парковой, куда недавно переехал офис унитарного предприятия «Белгосохота», разместившись рядом с центром повышения квалификации работников лесного хозяйства.

Первый урок с новой группой инженер Юрий Жаврид начинает с орудий охоты и правил безопасности при обращении с ружьем. Он же будет инструктировать своих слушателей перед практическим занятием в стрелковом клубе. Будучи охотником с многолетним стажем, рассуждает философски: «Наша задача не в том, чтобы научить метко стрелять. Если кто–то промахнется по живой мишени, природе будет только лучше. Главное, чтобы охотник четко знал, как правильно и безопасно для себя и окружающих произвести выстрел, чтобы не подстрелить человека за камышами или кустами...»

И хотя признается, что охотничью культуру за 10 занятий не воспитать, обязательно расскажет курсантам о традициях и этических тонкостях, которых немало. Например, при встрече с представителем охотничьего контроля правила обязывают охотника разрядить ружье. А что делать при встрече с коллегой, другим охотником? То же самое, но только по неписаным правилам хорошего тона: разрядить, переломить ружье и держать на плече, показывая, что ты не опасен. Еще: не принято стрелять по дичи из–под незнакомой, чужой собаки. Хозяин, возможно, ее тренирует, натаскивает и стрелять вовсе не собирается...

Будущих охотников обучают в подходящем интерьере.

Не намерен пока охотиться и первый из курсантов, которого я попросил оценить значимость теоретической подготовки. Игорь, 45–летний программист, занимается стрелковым спортом, про оружие и безопасность знает все. Для чего же здесь? «Во–первых, интересно. Во–вторых, хочу купить ружье и... поставить в сейф лет на пять. Потом будет видно».

Михаил, охотник с 40–летним стажем, не ожидает услышать что–то новое, но пройти подготовку обязан — чтобы ввезти свое ружье из России, откуда возвращается жить на родину. Для начинающих считает занятия полезными и нужными: «В лесу всякое может случиться, а врача рядом нет. Нажать на курок — это самое простое. Охотник должен многое знать и уметь».

«Белгосохота» не только выдает охотничьи билеты или, точнее, государственные удостоверения на право охоты, но и ведет реестр тех, кто ими обладает. Сегодня таковых около 120 тысяч. По оценке исполняющего обязанности директора «Белгосохоты» Александра Демьяника, лишь процентов 40 — 50 реально являются активными охотниками.

Начальник отдела выдачи госудостоверений Ольга Арамович замечает, что за 2014 год сдали экзамены и получили охотничьи документы 4,5 тысячи человек, а в 2015–м, когда курсы уже были обязательными, менее 900. В чем причина спада? Иссякает число потенциальных охотников? О.Арамович полагает, что среди них стало меньше легкомысленных: обязательная подготовка стала для них дополнительной преградой.

Юрий Жаврид обращает внимание и на такое понятие, как совокупная стоимость владения оружием. Перечисляет стадии, на которых будущему охотнику надо платить: за подготовительные курсы, за экзамен (соискатель–«рекордсмен» сдал его только с 6–го раза!), за получение удостоверения, за разрешение на покупку оружия в МВД, за само ружье, за его регистрацию... Немалая сумма набегает еще до того, как придется покупать путевку, амуницию, снаряжение, патроны... Так что задешево «побаловаться ружьецом» — такую фразу нередко найдешь у писателей–классиков — больше не получится. Впрочем, охота всегда была дорогим удовольствием.

Должным образом оборудовать учебный класс тоже было непросто, замечает А.Демьяник. Помещение и немалую часть его информационно–технического оснащения предоставил Минлесхоз, он же разработал учебную программу, которая утверждена Минприроды и Госинспекцией. По такой же программе и методике будущих охотников обучают также в Витебске, Полоцке, Бобруйске и Бресте.

Явно мало для всей страны, где соискателей госудостоверений  тысячи. Не каждый минчанин найдет время после работы, чтобы приехать на учебу в Ждановичи. А если ехать надо из отдаленного района? Эту проблему решают курсы дистанционной подготовки к сдаче охотничьего экзамена. В детали не вдаюсь: достаточно зайти на сайт «Белгосохоты». Для тех, кто принял серьезное, взвешенное решение обзавестись ружьем, здесь расписан каждый шаг: регистрация, оплата, получение учебных материалов и тестовых вопросов, сдача зачета... Ни пуха вам ни пера!

...На занятиях в стрелковом клубе не было ни того ни другого: курсанты били по тарелочкам. И если одни искренне внимали словам инструктора Игоря Романова про стойку и упреждение, то другим это было явно неинтересно. Они уверенно брали в руки двустволку и разбивали тарелочки в пыль. Красиво! Но, говорят знатоки, охота — это нечто иное, словами не передаваемое. Мне, видно, не дано понять.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 223 (24853). Среда, 18 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter