Правила хорошего дома

Кто ни разу не «нарезал» в февральскую стужу десяток километров по глухому лесу, чтобы добраться до ближайшей автостанции; кто не знает, каково сидеть без хлеба в ожидании автолавки; у кого в критический момент не было сложностей с вызовом «скорой» из–за отсутствия телефона, — может дальше не читать эти строки. Потому что для такого человека государственные социальные стандарты, внедрение которых обсуждалось вчера на заседании Президиума Совмина, не более чем набор слов.
Кто ни разу не «нарезал» в февральскую стужу десяток километров по глухому лесу, чтобы добраться до ближайшей автостанции; кто не знает, каково сидеть без хлеба в ожидании автолавки; у кого в критический момент не было сложностей с вызовом «скорой» из–за отсутствия телефона, — может дальше не читать эти строки. Потому что для такого человека государственные социальные стандарты, внедрение которых обсуждалось вчера на заседании Президиума Совмина, не более чем набор слов.

Однако примерно для 7 миллионов наших сограждан нормативы соцстандартов, утвержденные Правительством около полутора лет назад по поручению Президента, означают качественное улучшение жизни. Это тот необходимый минимум услуг, на который вправе рассчитывать любой человек, независимо от того, где он проживает — в городе или деревне. Речь о транспортном сообщении, образовании, медицинском, бытовом, торговом обслуживании. В целом из 44 нормативов сегодня в Беларуси выполняются 32, или 73 процента. Полностью они внедрены пока в 29 городах и районах, но к концу будущего года системой государственных стандартов должна быть охвачена вся территория страны.

О том, как это отражается на жизни конкретного человека, я услышала недавно от жителя одной из деревень Клецкого района, вошедшего в шестерку экспериментальных регионов, где социальные нормативы внедрялись в первую очередь. «Прошлой зимой, например, на деревенской улице вечером не горело ни одной лампочки, — сказал мне молодой человек. — А сейчас она освещена почти как в городе».

Другое дело, что работа по внедрению социальных стандартов продвигается медленно. И это зависит не столько от недостатка денег, сколько от расторопности местных властей. Как оценить, например, тот факт, что расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя во всех областях, за исключением Брестской, в этом году утверждены ниже, чем предусмотрено Законом «О бюджете»? Куда пошли эти деньги? А нормативы расходов на физкультуру и спорт на каждого гражданина, финансируемые из казны, и вовсе установлены только в 6 экспериментальных районах. Хотя нас вряд ли можно считать здоровой нацией... Есть, похоже, над чем подумать и Министерству спорта и туризма, и облисполкомам.

«В Гомельской и Гродненской областях с внедрением нормативов социальных стандартов в полном объеме справились лишь по одному району — Наровлянский и Кореличский соответственно, — сказал заместитель Премьер–министра Андрей Кобяков. — В то же время Могилевщина, например, планирует полностью завершить эту работу до конца года».

И еще один нюанс. Сфера услуг при грамотных подходах никогда не бывает убыточной. Поэтому многое для улучшения жизни в глубинке, очевидно, могут сделать коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. То, что сегодня в деревнях нередко можно увидеть частные маршрутки, только подтверждает это.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter