Что стоит за ажиотажем вокруг «Игры престолов»?

Правила игры

Мир снова сошел с ума и припал к экранам. Вышел же первый эпизод восьмого сезона «Игры престолов»! За сутки после релиза серии ее официально посмотрели 17,4 млн человек, а нелегальных просмотров вообще втрое больше. Побит рекорд прошлого сезона, и то ли еще будет, ведь финал традиционно собирает заоблачную аудиторию. Прибавьте к этому, что вся предыдущая сага попала в список 25 самых популярных шоу среди «пиратов» в марте (многие, видимо, решили освежить в памяти события), и вы поймете: перед нами просто феномен нашего времени. Искусственно созданный или честно заработанный? В будущем мы будем о нем вспоминать или сожалеть? Эти вопросы и легли в основу сегодняшней баталии, в которой никто не хотел уступать.

Ноль в сухом остатке

Не хочется, Виктория, мне включать эту пластинку про Пастернака, но ради честного спора придется. Я не смотрела ни единой серии «Игры престолов», но просто диву даюсь. Носиться с невыносимо длинной мыльной оперой в жанре фэнтези... Ну хорошо, высококлассной и лихо закрученной... Все равно это выше моего понимания. Или мой организм само фэнтези не переваривает? В поисках справедливости опросила знакомых, среди которых немало фанатов мира Джорджа Мартина, и, знаете, тоже нашла недовольных, безумно уставших от сериала, который в первых сезонах так захватывал воображение. Итак, что в сухом остатке?

«Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным»

(Жан-Жак Руссо).

Говорят, «Игра престолов» перестала удивлять. Ты знаешь, что тебя ждет: много убийств, секса, подлецов и прекрасный карлик. Никакого катарсиса, развития характеров. В результате ты не можешь для себя вынести ничего, ни одной полезной мысли. Ведь ты тут — не вдумчивый зритель, а массовый потребитель. Тебя запутывают, давят на эмоции, приковывают к экрану, а потом — бац, и пустота. Причем с каждым новым сезоном все больше шоу. Народ подсел на эту игру. Тем более что она нон-стоп продолжается в реальности. О сериале судачат все, от соседей до политиков. Под него делаются приложения. Цитатами из «Игр» говорят американские судьи. Вокруг разгорается куча скандалов (похоже, тоже кем-то тонко срежиссированных). А в такое уходящее понятие, как искусство, «Игры престолов» что внесут? Они же не произвели революцию в кино, как «Звездные войны» Джорджа Лукаса, не показали, как шедеврально можно переосмыслить на современный лад классику подобно «Шерлоку»... Что о них будут вспоминать через 20 — 30 лет? «Ой, да это же тот самый сериал, на котором я сутками «залипал», когда деревья были большие»?

Мне, Вика, вообще не нравится бежать куда-то в толпе. Слушать то, что у всех на слуху. Смотреть то, что кругом обсуждают. Делать то, что супермодно. Жду, пока сойдет пена. Я, видимо, из той породы людей, которых начинает тупо раздражать предмет, ставший культом. Надеюсь, это не старость во мне говорит, а желание оставаться самодостаточной личностью со своим собственным внутренним миром. Он же у каждого из нас особенный. И есть особая прелесть в том, чтобы, пока подруга взахлеб смотрит «Игру престолов», усилием воли одолеть «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова. Еще неизвестно, что метафоричнее и депрессивнее. Будет чем поделиться за чашкой кофе. В конце концов, для таких убогих, как я, Русская служба Би-би-си даже составила памятку, о чем говорить с адептами Мартина. Например, об Эде Ширане, сыгравшем там в эпизоде. О выходце из СССР Алике Сахарове, который этот сериал снимал и как оператор, и как режиссер. О хаски, внешне напоминающих лютоволков...

И потом, время. Как же его жалко отрывать от здорового сна и полноценного семейного отдыха! Ночами заглатывать сериалы, как делают иные знакомые, — точно не по мне. Иллюзорный мир, мексиканские страсти... Бедна, видимо, реальная жизнь, если тянет на суррогат. Ох, не зря современную страсть к телесериалам некоторые специалисты приравнивают к зависимости. А еще обвиняют в спаивании населения (как минимум пиво в руке — частый спутник хорошего просмотра), зомбировании и оболванивании масс. Ну и, конечно, в растлении, куда без этого. Нет, уж если смотреть все эти 70 с гаком серий, то на больничном. Или на пенсии.

 Людмила ГАБАСОВА

gabasova@sb.by

Принцип «одного окна» 

Вы можете сколько угодно не любить фэнтези, Людмила, но не обращать внимания на такой медиафеномен, как «Игра престолов», — это большая ошибка, сродни отказу от интернета, у которого нет границ. Или от пластиковых банковских карточек, обладающих теми же свойствами. На этой неделе, когда горел Нотр-Дам в прямом эфире всех телеканалов, в очередной раз думала о том, что весь мир, словно какой-нибудь провинциальный райисполком, стремится к принципу «одного окна». И если вы спрашиваете у меня, что через 20 — 30 лет будут вспоминать о сериале «Игра престолов», я вам отвечу: его создатели первыми попытались сконструировать медиаимперию, которая шагнула далеко за пределы телевизионного сериала и сейчас успешно влияет на все проявления нашей жизни. Амбиция крутая и достойна тех 38 премий «Эмми», которые сериал завоевал за 8 лет своего существования. Конкурентов нет. 

«В играх без правил правила нужно знать особенно тщательно»

(Александр Самойленко).

Если вы не смотрели ни одной серии о жителях Вестероса — вы не «поднимете» и 70 процентов шуток и мемов, гуляющих по интернету, и вряд ли от культурного провала вас спасет некая куцая памятка. Телеканал или любой другой источник, ее составивший, всего лишь пытается заполучить от паршивой овцы хоть шерсти клок, заработать рейтинг. К «Игре престолов», как вы верно заметили, хотят прикоснуться все: в игру включились политики — редкая крупная заварушка обходится без мема по мотивам сериала; дизайнеры — каждый модный дом готовит к очередному сезону коллекцию а-ля Серсея Ланнистер или Дейнерис Таргариен; феминистки — это первый сериал, где доминируют женщины, и не только в воображаемых мирах, придуманных Джорджем Мартином, но и в реальной жизни. Так, «мать драконов» Эмилия Кларк взбунтовалась после пятого сезона, мол, почему голышом снимаются в сериале только женщины, пусть и мужики раздеваются. И что характерно, продюсеры ее услышали, немедленно оголили Джона Сноу, любимца публики Тириона и многих других персонажей. Судя по всему, и этот революционный шаг пошел сериалу только на пользу — количество просмотров первой серии восьмого сезона показывает нам, что интерес к средневековой саге не угасает, несмотря на откровенно коммерческий ее характер. 

И вот тут уж, Людмила, никакого времени не жалко, чтобы попытаться понять, чем же цепляет семья Старков 50 миллионов зрителей каждой серии, а среди них ведь не только озабоченные подростки, уж поверьте. Ученые по мотивам «Игры престолов» написали тысячи исследований, изучают все, каждый нюансик, начиная от сексуального поведения Дейнерис Таргариен, заканчивая анатомией власти. Вы можете мне возразить, что миф об Эросе и Танатосе стар как мир и ничего нового создатели сериала в искусство не привнесли: секс и смерть двигали человечеством испокон веков. Но будете правы только отчасти. «Игра престолов» — это прежде всего игра без правил, главные герои тут не просто смертны, а внезапно смертны, заговоры, убийства, интриги и козни здесь вовсе не сказочные, как это было принято в фэнтези до Джорджа Мартина, они стали натуралистичными, совсем как в жизни. Вот полезная мысль, которую мы можем вынести из этого сериала, — зрителей, выросших в эпоху интернета, притягивает прежде всего циничная правда: мир сложен и неоднозначен, в нем нет добрых царей, злых принцев и прекрасных принцесс. В «Игре престолов» вообще нет ни одного положительного персонажа, каждый умеет проявить себя вполне по-человечески, то есть совершить неприглядный поступок. В таких многослойных героях, судя по рейтингам, люди стали узнавать себя — они больше не хотят спасать мир, как Бэтмен, совершать подвиги, как Мересьев, они — абсолютно другие. И это страшно интересно. 

Вдобавок в этом сериале я вижу много общего и с компьютерными играми: и тут и там главный герой идет к своей цели запросто, стреляет, рубит и убивает безжалостно, заливает экран реками крови и не сильно об этом беспокоится. Хладнокровие «детей «Игры престолов», я уверена, мы не раз еще будем вспоминать и вздрагивать, читая криминальные хроники: сколько одиноких обезумевших стрелков породили эти сериальные хроники и сколько еще породят — бог весть. И лучше к встрече с ними всегда быть готовыми, хотя бы понимать, до каких пределов могут распространяться щупальца экранных героев в реальном мире. Кстати, не буду иметь ничего против, если, изучив опыт «Игры престолов», кинематографисты наконец сконструируют новую и не менее успешную вселенную, где персонажи станут вменяемыми и прекраснодушными, а добро, как встарь, победит зло. 

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by

Брейк!

Признаться, некоторое время назад и я попытался приобщиться к модному тренду. Скачал первый сезон «Игр», запасся, как принято говорить, попкорном и приготовился получать удовольствие. На первой серии ожидаемого наслаждения не ощутил. Не пришло оно и на второй. Не обнаружилось ни на третьей, ни на четвертой, а на пятой я уснул. После пробуждения желания вернуться к просмотру не возникло. Более того, я совсем не чувствую себя ущербным, не зная и не понимая мемов из мыльного фэнтези. Может, потому, что ими не говорит никто из моего близкого окружения, поскольку этот «шедевр» кинематографа также успешно обошли вниманием мои друзья. А всеобщее массовое помешательство мне напомнило начало 90-х прошлого столетия.

Помните, милые дамы, как чуть ли не все народонаселение ходило в одинаковых свитерах «Бойз» и джинсах-«мальвинах», а вечерами домохозяйки дружно переставали греметь посудой на кухнях, залипнув на «Рабыню Изауру» или «Санта-Барбару». Тогда, впрочем, это было объяснимо. Доступных развлечений особо не было, а те, что в клубах, абсолютному большинству граждан были просто не по карману. Вот и удовлетворялось желание зрелищ таким незатейливым способом, поскольку и хлеба-то не всегда было в достатке. А сейчас-то чего не хватает, чтобы, прильнув к монитору, жадно ловить каждую фразу вымышленного персонажа?

В общем, как вы уже, наверное, догадались, я скорее приму сторону Людмилы. Ближе мне она. Из Викиных рассуждений соглашусь, пожалуй, с тем, что сага вышла из рамок сериала и превратилась в индустрию. Да, это однозначно бизнес-проект. Хороший, добротный и прибыльный. Но его авторам я на себе заработать все же не позволю. У них и так хватает буратин, которые обманываться рады. Так что без меня.

Дмитрий КРЯТ.

kryat@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter