Пересечение Старовиленского тракта с Орловской. У светофора небольшой интервал, и машины едут нескончаемой вереницей. Наблюдаем, как автоледи на синем «Вольво» уже 10 минут пытается выехать с парковки.
— Такая картина сплошь и рядом. Не любят наши водители пропускать друг друга, — делится наблюдениями старший инспектор по агитации и пропаганде Анастасия Редько и приводит цифры в подтверждение этих слов: — В 2015 году в Минске инспектора зарегистрировали 3 тысячи нарушений правил маневрирования, из которых 2,4 тысячи привели к ДТП.
К разговору подключается старший инспектор ДПС Сергей Пролиско: «При перестроении нужно уступить дорогу попуткам, причем без изменения их направления движения. Ваше перестроение не должно привести к резкому торможению автомобилей, которые движутся по той полосе, на которую вы перестраиваетесь».
Стоянка возле пешеходных переходов — головная боль не только для инспекторов, но и для других автомобилистов, потому что паркуются минчане по принципу «где придется». Закрывая обзор пешеходам и водителям, провоцируют ДТП. По правилам парковаться можно не ближе 15 метров, но штраф в 1 базовую их не пугает.
Кстати, о парковке. Любят наши водители бросать машины в первой полосе, чем доставляют изрядные неудобства общественному транспорту. Если автобусы могут объехать небрежно припаркованные легковушки, то троллейбусы не всегда. Пока эвакуатор отбуксирует машину нарушителя на штрафстоянку, в пробке уже стоят десятки троллейбусов.
А как дела обстоят с парковкой во дворах? Сворачиваем во двор дома № 8 на улице Немиге. Машины здесь припаркованы со снайперской точностью. Водителям легковушек слева и справа от себя иные автолюбители не оставили ни единого шанса выйти из салона. Разве что через люк на крыше.
Едем к остановке общественного транспорта на улице Романовская Слобода, чтобы понаблюдать за поведением водителей. За 10 минут четыре легковушки высадили своих пассажиров на остановке. ПДД никто не нарушил: высаживали в начале либо в конце остановки, чтобы не мешать движению пассажирского транспорта. Да и маршрутчики везут клиентов строго до остановок и не высаживают «где-то здесь» или «где-то там», как это происходит в соседних странах. Возможно, за такое нарушение у нас наказывают строже. Свой вопрос адресую госавтоинспектору Андрею Лычу.
— Водителю нарушение правил перевозки пассажиров обернется штрафом до 5 базовых, при повторном нарушении — до 8 базовых.
Кружим по центру. Здесь больше машин, следовательно, и наглядных примеров.
— Большинство соблюдает скоростной режим в черте Минска, — добавляет положительный штрих к портрету нашего автомобилиста старший инспектор Сергей Пролиско, а любителям быстрой езды еще раз напоминает: — На дороге с двусторонним движением при наличии в направлении движения двух и более полос запрещено выезжать на встречную полосу. Несоблюдение этого пункта ПДД в прошлом году спровоцировало в городе 31 ДТП.
А вот попутчиков водители не жалуют: боятся останавливаться, особенно ночью.
Кстати, так называемые «учителя», считающие себя гуру дорожного движения, на наших дорогах тоже встречаются. Инструкторы по вождению еще в автошколе предостерегают своих учеников о таких личностях. Они могут не только нагрубить, но и спровоцировать ДТП, причем виновным окажетесь вы. Например, обгонят и резко сбавят скорость. Если не успеете затормозить и въедете ему в багажник, то отвечать придется вам, поскольку именно вы должны держать дистанцию. Без видеорегистратора и свидетелей доказать свою правоту сложно. Старшему инспектору Пролиско не раз приходилось выезжать на такие спорные аварии:
— Агрессивное поведение негативно влияет на других участников дорожного движения. Например, на участке со скоростным ограничением до 50 км/ч кто-то подумает: «Зачем так тянуться? Эти ограничения для стареньких «Жигулей», а не для современной машины!» — и ускорится. Едущие следом ускорятся тоже, мол, ему можно, а мне нельзя? Вот такой водитель опасен, так как своими действиями провоцирует других. Самый верный способ — не поддаваться на провокации. И, естественно, дорога — не место для выяснения отношений.
Едем по улице Тимирязева в районе ТД «Ждановичи». Здесь всегда полно машин, и зачастую недисциплинированные пешеходы из нежелания спускаться в подземные переходы нарушают ПДД — перебегают через дорогу. Участок опасный, поэтому автомобилисты замедляются. Скорость ограничена до 40 км/ч. Но водитель БМВ едет довольно быстро, из чего делаем вывод: с особенностями организации дорожного движения на этом участке он незнаком.
— Выжимает все 70 км/ч, в то время как другие едут не более
50 км/ч, — Сергей Пролиско смотрит на экран «Бинара». — Излишняя уверенность в себе — распространенная причина ДТП. Снижайте скорость до той величины, при которой успеете разобраться в ситуации и принять правильное решение.
Пару слов о БМВ. Автомобили именно этой марки — завсегдатаи сводок ДТП.
— Выходит, марка машины — это диагноз? — интересуюсь.
— Однозначно утверждать, будто на БМВ ездят лихачи, неправильно. Хотя многие владельцы этой марки ведут себя агрессивно, — считает Анастасия Редько. — Возможно, мощные автомобили провоцируют их на агрессивную езду. А тут еще ограничения, из-за которых им приходится тащиться наряду с «Жигулями»…
Вот еще несколько положительных черт наших водителей. Толкнут, если вы застряли в сугробе. Протянут трос помощи на трассе в случае поломки. Блокируя вас на парковке, оставят под стеклом записку с телефоном. Пешеходные переходы можно пересекать спокойно, без паники и риска угодить под колеса: автомобилисты терпеливо пропускают всех. Чего не скажешь о трамваях. В правилах черным по белому прописано: трамвай обладает приоритетными правами. Но в Минске выехать на пути и заблокировать трамвай — дело привычное. Такую картину наблюдаем на перекрестке Сурганова и Коласа.
Анастасия Редько резюмирует:
— В целом автомобилисты вежливы и толерантны. Поблагодарят аварийкой, если вы их пропустили. Грузовики маякнут правым поворотником, если дорожная обстановка позволяет обогнать. Да и едут они в большинстве своем одним колесом по полосе разгона-торможения, чтобы легковушкам было удобнее обгонять. Еще одна причина такого подмигивания — предупреждение встречного автомобиля о стоящем впереди посте ГАИ. Это своего рода и профилактическая мера. Видя, как кто-то летит по трассе, некоторые водители намеренно подмигивают фарами, хотя инспекторов впереди нет. И лихач, боясь быть оштрафованным, сбавляет скорость.
gorbatenko_inna@mail.ru