Инспекторы ОГАИ Центрального района Минска составили портрет типичного белорусского автомобилиста

Правила дорожного тона

Пропускают пешеходов, но подрезают трамваи, помогают заменить колесо, но не подбирают попутчиков… Инспектора ОГАИ Центрального района Минска составляют портрет типичного белорусского автомобилиста.



Пересечение Старовиленского тракта с Орловской. У светофора небольшой интервал, и машины едут нескончаемой вереницей. Наблюдаем, как автоледи на синем «Вольво» уже 10 минут пытается выехать с парковки.

— Такая картина сплошь и рядом. Не любят наши водители пропускать друг друга, — делится наблюдениями старший инспектор по агитации и пропаганде Анастасия Редько и приводит цифры в подтверждение этих слов: — В 2015 году в Минске инспектора зарегистрировали 3 тысячи нарушений правил маневрирования, из которых 2,4 тысячи привели к ДТП.

К разговору подключается старший инспектор ДПС Сергей Пролиско: «При перестроении нужно уступить дорогу попуткам, причем без изменения их направления движения. Ваше перестроение не должно привести к резкому торможению автомобилей, которые движутся по той полосе, на которую вы перестраиваетесь».

Стоянка возле пешеходных переходов — головная боль не только для инспекторов, но и для других автомобилистов, потому что паркуются минчане по принципу «где придется». Закрывая обзор пешеходам и водителям, провоцируют ДТП. По правилам парковаться можно не ближе 15 метров, но штраф в 1 базовую их не пугает.



Кстати, о парковке. Любят наши водители бросать машины в первой полосе, чем доставляют изрядные неудобства общественному транспорту. Если автобусы могут объехать небрежно припаркованные легковушки, то троллейбусы не всегда. Пока эвакуатор отбуксирует машину нарушителя на штрафстоянку, в пробке уже стоят десятки троллейбусов.

А как дела обстоят с парковкой во дворах? Сворачиваем во двор дома № 8 на улице Немиге. Машины здесь припаркованы со снайперской точностью. Водителям легковушек слева и справа от себя иные автолюбители не оставили ни единого шанса выйти из салона. Разве что через люк на крыше.

Едем к остановке общественного транспорта на улице Романовская Слобода, чтобы понаблюдать за поведением водителей. За 10 минут четыре легковушки высадили своих пассажиров на остановке. ПДД никто не нарушил: высаживали в начале либо в конце остановки, чтобы не мешать движению пассажирского транспорта. Да и маршрутчики везут клиентов строго до остановок и не высаживают «где-то здесь» или «где-то там», как это происходит в соседних странах. Возможно, за такое нарушение у нас наказывают строже. Свой вопрос адресую госавтоинспектору Андрею Лычу.

— Водителю нарушение правил перевозки пассажиров обернется штрафом до 5 базовых, при повторном нарушении — до 8 базовых.

Кружим по центру. Здесь больше машин, следовательно, и наглядных примеров.

— Большинство соблюдает скоростной режим в черте Минска, — добавляет положительный штрих к портрету нашего автомобилиста старший инспектор Сергей Пролиско, а любителям быстрой езды еще раз напоминает: — На дороге с двусторонним движением при наличии в направлении движения двух и более полос запрещено выезжать на встречную полосу. Несоблюдение этого пункта ПДД в прошлом году спровоцировало в городе 31 ДТП.

А вот попутчиков водители не жалуют: боятся останавливаться, особенно ночью.

Кстати, так называемые «учителя», считающие себя гуру дорожного движения, на наших дорогах тоже встречаются. Инструкторы по вождению еще в автошколе предостерегают своих учеников о таких личностях. Они могут не только нагрубить, но и спровоцировать ДТП, причем виновным окажетесь вы. Например, обгонят и резко сбавят скорость. Если не успеете затормозить и въедете ему в багажник, то отвечать придется вам, поскольку именно вы должны держать дистанцию. Без видеорегистратора и свидетелей доказать свою правоту сложно. Старшему инспектору Пролиско не раз приходилось выезжать на такие спорные аварии:

— Агрессивное поведение негативно влияет на других участников дорожного движения. Например, на участке со скоростным ограничением до 50 км/ч кто-то подумает: «Зачем так тянуться? Эти ограничения для стареньких «Жигулей», а не для современной машины!» — и ускорится. Едущие следом ускорятся тоже, мол, ему можно, а мне нельзя? Вот такой водитель опасен, так как своими действиями провоцирует других. Самый верный способ — не поддаваться на провокации. И, естественно, дорога — не место для выяснения отношений.

Едем по улице Тимирязева в районе ТД «Ждановичи». Здесь всегда полно машин, и зачастую недисциплинированные пешеходы из нежелания спускаться в подземные переходы нарушают ПДД — перебегают через дорогу. Участок опасный, поэтому автомобилисты замедляются. Скорость ограничена до 40 км/ч. Но водитель БМВ едет довольно быстро, из чего делаем вывод: с особенностями организации дорожного движения на этом участке он незнаком.

— Выжимает все 70 км/ч, в то время как другие едут не более

50 км/ч, — Сергей Пролиско смотрит на экран «Бинара». — Излишняя уверенность в себе — распространенная причина ДТП. Снижайте скорость до той величины, при которой успеете разобраться в ситуации и принять правильное решение.

Пару слов о БМВ. Автомобили именно этой марки — завсегдатаи сводок ДТП.

— Выходит, марка машины — это диагноз? — интересуюсь.

— Однозначно утверждать, будто на БМВ ездят лихачи, неправильно. Хотя многие владельцы этой марки ведут себя агрессивно, — считает Анастасия Редько. — Возможно, мощные автомобили провоцируют их на агрессивную езду. А тут еще ограничения, из-за которых им приходится тащиться наряду с «Жигулями»…

Вот еще несколько положительных черт наших водителей. Толкнут, если вы застряли в сугробе. Протянут трос помощи на трассе в случае поломки. Блокируя вас на парковке, оставят под стеклом записку с телефоном. Пешеходные переходы можно пересекать спокойно, без паники и риска угодить под колеса: автомобилисты терпеливо пропускают всех. Чего не скажешь о трамваях. В правилах черным по белому прописано: трамвай обладает приоритетными правами. Но в Минске выехать на пути и заблокировать трамвай — дело привычное. Такую картину наблюдаем на перекрестке Сурганова и Коласа.

Анастасия Редько резюмирует:

— В целом автомобилисты вежливы и толерантны. Поблагодарят аварийкой, если вы их пропустили. Грузовики маякнут правым поворотником, если дорожная обстановка позволяет обогнать. Да и едут они в большинстве своем одним колесом по полосе разгона-торможения, чтобы легковушкам было удобнее обгонять. Еще одна причина такого подмигивания — предупреждение встречного автомобиля о стоящем впереди посте ГАИ. Это своего рода и профилактическая мера. Видя, как кто-то летит по трассе, некоторые водители намеренно подмигивают фарами, хотя инспекторов впереди нет. И лихач, боясь быть оштрафованным, сбавляет скорость.

gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter