О нормативно–правовой базе

Правила должны быть понятны всем

Жалоб на действия или бездействие госслужащих в редакционной почте хоть отбавляй. А ответ на поставленные в них вопросы зачастую на поверхности. Видишь, бывает, прав человек. И по уму. И по житейской логике. Позже оказывается, что и по закону. Но столь необходимое доказательство тому порой глубоко спрятано в каком–нибудь локальном документе.


Помню, как года три с половиной назад готовил репортаж по жалобе девяти инвалидов. Возле их подъезда работники коммунальной службы демонтировали старый, но удобный деревянный пандус. Поменяли его на никуда не годный железный съезд для колясок. В обиде оказались еще и двое ветеранов войны, пенсионеры, мамы с колясками, для которых походы в магазин, аптеку, на прогулку стали больше напоминать преодоление полосы препятствий. Как водится в подобных случаях, жильцы обратились за помощью в инстанции. Сначала в районные, потом городские. Но постоянно получали от ворот поворот. Хуже того, на них навесили клеймо жалобщиков, кляузников, которые только и умеют что обивать пороги и чего–то там требовать для себя. «По законодательству не положено», — были категоричны специалисты. В официальных ответах в доказательство перечислялись нормативные документы. Не исключено, что это была хорошая отговорка от извечной проблемы «трудности с финансированием». Лишь эксперты Министерства труда и социальной защиты в итоге разъяснили, в каком именно законе есть заветная строчка и как она трактуется на практике. Оказалось, пандус людям положен! Вот интересно: местные власти тогда просто запутались в кипе регламентирующих одну и ту же деятельность документов или решили бумагами прикрыть собственное нежелание что–то предпринять?


А возникает подобная путаница вот из–за чего. Скажем, правила пожарной безопасности в нашей стране сейчас регулируют около четырех десятков документов. Представляю, какая каша может возникнуть в голове у председателя какого–нибудь сельскохозяйственного предприятия, когда требования к административным зданиям сформулированы в одном месте, к складам — в другом, к гаражам — в третьем. «Непорядок!» — давно поняли специалисты Министерства по чрезвычайным ситуациям и, по сути, создали прецедент. Сделали именно то, что называется дебюрократизацией. Объединили 34 локальных документа в один. Теперь правила (они, к слову, вступят в силу 1 июля) — это 7 разделов, 35 глав, 767 пунктов и 12 практических приложений. Эксперты уверены: сделанный в подобном формате нормативно–правовой акт упростит жизнь и специалистам, и обывателям, а значит, повысит эффективность защиты людей и имущества от пожаров. Не секрет, что наша нормативно–правовая база пестрит перекрестными ссылками на другие нормы и порой превращается в квест. МЧС же, по словам помощника министра Виталия Новицкого, все свело и систематизировало в один сборник: «Кроме того, в нынешние Правила пожарной безопасности проще вносить коррективы. Представьте, раньше для изменения какого–либо пункта приходилось штудировать остальные нормативные акты и исправлять соответствующие нормы порой не в одном и не в двух документах». Да и написана новая версия правил простым и понятным языком и не допускает разночтений.


Почин выглядит отличным. Глядишь, и другие министерства и ведомства оценят подобный пример, взяв на вооружение. Законы ведь создаются не для крючкотворов — для людей, чтобы их читали и понимали, а не плутали в дебрях на свой страх и риск.


Советская Белоруссия №61 (24444). Среда, 2 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter